Влияние температуры на период колебания маятника

Температура окружающей среды влияет на точность хода часов, так как в зависимости от температуры могут изменяться линейные размеры стержня маятника, что приводит к изменению периода колебаний. Повышение температуры вызывает удлинение стержня и приводит к отставанию часов. Понижение температуры вызывает уменьшение длины стержня и приводит к опережению часов.

Изменение суточного хода при повышении температуры на 1 °С называется температурным коэффициентом маятника.

Для устранения влияния температуры на суточный ход часов применяются специальные конструкции маятников, в которых компенсируется изменение длины стержня при изменении температуры окружающей среды.

Влияние температуры на период колебания маятника

Рис. 122. Конструкция маятника с температурным компенсационным устройством:

а — маятник со стержневой компенсацией, 6 — ртутный маятник, в — инварный маятник; 1, 5, 8 — перекладины, 2,7 — латунный стержень, 3, 4, 6 — стальные стержни, 9, 17 — линза, 10 — гайка, И — стакан с ртутью, 12 — груз, 13, 14 — стержни, 15 — гайка, 16 — компенсационная трубка

Существует несколько конструкций маятников с компенсационными устройствами (рис. 122).

Маятник со стержневой компенсацией (маятник Гар-сиона). В маятнике со стержневой компенсацией (рис. 122, а) на стальном стержне 4 укреплена перекладина 8, на которую опираются латунные стержни 2 и 7. В верхней части латунные стержни соединяются перекладиной 5 со стальными стержнями 3 и 6, внизу связанными между собой перекладиной 1. К перекладине 1 прикреплена линза 9, поддерживаемая гайкой 10. Компенсация длины маятника при температурных изменениях происходит за счет различного изменения длины латунных и стальных стержней при нагревании, охлаждении.

Ртутный маятник (маятник Грагама). В ртутном маятнике (рис. 122, б) роль компенсационного устройства выполняет стакан 11 с ртутью, укрепленный на грузе 12, подвешенном к стержню 13.

Инварный маятник (маятник Рифлера). Стержень 14 (рис. 122, в) этого маятника изготовлен из специального сплава — инвара, имеющего малый коэффициент линейного расширения. На стержне внутри линзы 17 гайкой 15 закреплена компенсационная трубка 16.

Коэффициент расширения компенсационной трубки подбирается так, чтобы компенсировать изменение длины ин-варного стержня. Компенсационную трубку чаще всего изготовляют составной из двух разных металлов, чтобы установить средний коэффициент расширения.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение