Каминные часы

Поначалу они представляли собой уменьшенные копии переносных напольных экземпляров. Развитие мастерства привело к появлению более интересных вариантов корпуса таких часов. В прошлом они выглядели как миниатюрные здания, увенчанные куполами или колокольнями, они украшались элементами резьбы, изящными фигурками или скульптурными формами. Такие каминные часы часто использовались в качестве подарков и говорили о статусе своих владельцев.

Часам и всевозможным хронографам всегда приписывалось особое, мистическое значение, которое отчетливо и красноречиво отразилось в образе каминных часов. Они не столь велики, как напольные, но несколько больше настольных. Их дизайн красив и, зачастую, удивителен, представляя собой не только прибор для измерения времени, но и изысканный, оригинальный предмет искусства. Именно это качество каминных часов сохранилось с момента их создания и прошло через века до наших дней.
Временем создания небольших среднегабаритных часов принято считать начало XVI века. Но, также, существуют некоторые источники, датирующие их появление второй половиной XV века. В этот период в Европе возникает два основных центра, где сосредотачивается часовое производство – Нюрнберг (Германия), где работал часовщик Петр Генлейн, и Блуа (Франция), прославившееся изделиями Жульена Кудри, а затем – Жака де ла Гарде.
Особую популярность каминные часы приобрели во Франции в эпоху короля Людовика XIV. Монарх, тяготеющий к красоте и изяществу, уделял большое внимание прикладному искусству, которое во время его правления достигло небывалого расцвета. Над созданием великолепных и очень дорогих часов трудились известные мастера и ювелиры. Корпуса изделий изготавливались из таких металлов, как золото и серебро, отделывались ценными камнями и являлись скорее произведением искусства, нежели служили первоначальному назначению. Купить старинные каминные часы было привилегией знатных и весьма состоятельных людей.
Смена времен, эпох и стилей отражалась на их форме и дизайне, словно в неком «зеркале», наделяя их дополнительными декоративными элементами, изменяя их цвет, фактуру и материалы изготовления.

Возникновение небольших малогабаритных часов относят к началу XVI в., но некоторые источники говорят, что такие часы появились еще во второй половине XV в. В XVI в. возникли в Европе два главных центра, в которых было сосредоточено производство первых малогабаритных часов с пружинным приводом – карманных и подвесок. Уже в начале столетия это был Нюрнберг, место, где работал слесарь-часовщик Петр Генлейн, а около 1550 г. возник второй такой центр в Блуа (Франция), где уже с 1518 г. стал работать часовщик Жульен Кудри, а позднее – Жак де ла Гарде, пружинные часы которого в овальном футляре еще до сих пор хранятся в коллекциях парижского Лувра.

Мода на малогабаритные часы быстро распространилась по всей Западной Европе. В Париже, Лондоне, Аугсбурге, Амстердаме, Брюсселе, Гааге и в других городах вырастали часовые мастерские, в которых производились самые разнообразные формы пружинных часов для текущих нужд и в качестве драгоценностей. К первым производителям таких часов относится и чешский часовщик Якуб Цех (Чех), будто бы сын Яна Руже, одного из создателей астрономической части пражских курантов, который в своей мастерской на Платнерской улице на Старом Месте Праги изготовлял железные часы с пружинным приводом, с латунным цилиндровым корпусом. В первоначальном состоянии сохранился до сих пор один экземпляр его часов, изготовленных в 1525 г., находящийся в лондонском Музее древностей. Другой экземпляр часов этого же периода находится в коллекции Музея прикладного промышленного искусства в Праге.

В период Тридцатилетней войны несколько замедлилось дальнейшее развитие среднеевропейского часового ремесла, но все же оно в меньшей степени затронуло страны Западной Европы. Производство малогабаритных часов, начавшееся в Блуа (Франция), быстро распространилось на такие города, как Париж, Лион, Дижон, Гренобль, Руан и т.д. В начале XVII в. французское часовое производство было на таком высоком уровне, что оно не имело конкурентов. С ним даже не могло сравняться английское часовое производство, несмотря на то что оно в ту пору могло похвастать рядом мастерских произведении лучших часовых мастеров, сосредоточившихся тогда близ Лондона.

В дело развития производства малогабаритных часов включилась и Швейцария, которая теперь по праву считается великой часовой державой, хотя она и не относится к. тем странам, которые обладают самой старой традицией производства часов. Несмотря на то что в некоторых кантонах Швейцарии, особенно в Женеве и ее окрестностях, первые часовщики поселились еще в первой половине: XVI в., полное развитие швейцарского часового промысла наступило лишь в конце XVII в. Этому оживлению часового промысла Швейцария в значительной степени обязана и религиозным преследованиям во Франции, откуда, особенно из Блуа, центра французских протестантов, переселились на основании Нантского эдикта 1685 г. за рубеж многие часовщики. Большинство из них поселились в Швейцарии, где они не преследовались за свою веру. Если повсюду производство крупных часов было делом слесарей и оружейников, то малые часы стали производить главным образом мастера золотых дел совместно с часовщиками. В работу тогда были втянуты и женщины, которым поручались тонкие резные и гравировальные работы, производство филигранных стальных звеньевых цепочек для передачи силы между барабаном пружины и завитковым регулятором и т.д. В 1701 г. в Швейцарии было издано распоряжение, запрещающее иностранцам работать в области часового промысла. В то же время часовщики могли заниматься своим ремеслом за городскими воротами лишь тогда, когда они после выезда из города возвращали назад своих подмастерьев и когда они обязывались не обучать своих детей часовому ремеслу.

В XVIII в., когда в Швейцарии производство часов достигло уровня промышленного производства с разделением кустарного труда, там около 1760 г. лишь в одной Женеве работало свыше 800 часовщиков. В ту пору многие часовщики перестали маркировать свои изделия своей фамилией, городом или же и датой изготовления, как это было раньше привычно для кустарных произведений.

На часах появились первые коммерческие фирменные знаки. Согласно новым Методам работы производство часов распалось на несколько отдельных фаз – изготовление спускового механизма, передаточного механизма и футляра. Часовщики, которые теперь уже специализировались на производстве определенных деталей, отдавали свою продукцию на монтаж, при котором они одновременно проводили отделочные работы по зубчатым деталям. Затем они забирали свои детали, просверливали в них отверстия для опор, для стрелок, прикрепляли циферблаты и т.п. Смонтированные части затем снова разбирали и подвергали конечной отделке их поверхности, т.е. золочению и полированию. В производстве портативных часов, которым раньше занимались отдельные производственные группы, теперь уже участвовали многие мелкие часовщики. Постепенное объединение часовщиков-кустарей под коммерческой маркой ведущих предприятий непрерывно повышало требования к повышению точности деталей, изготовлявшихся вручную, поставлявшихся частными, технически слабо оборудованными мелкими мастерскими. Все это бесспорно повысило уровень местного часового промысла, который первым в Европе перешел уже с начала XIX в. от устаревшего и трудоемкого ручного производства к полуавтоматическому производству, а затем и полностью автоматизированному производству коммерческого товара.

Не все швейцарские часовые мастерские XVII и XVIII вв. были оборудованы так, чтобы они могли изготовлять комплектные часовые механизмы. Разделение труда в часовой мастерской в процессе производства зависело от профессионального уровня мастеров и подмастерьев и от технического оснащения мастерской, которое, как правило, было тогда достаточно слабым, поскольку большинство нужных ему принадлежностей и инструментов каждый часовщик изготовлял тогда для себя сам. Способ производства некоторых деталей часов, особенно шестерен, трибов, частей спускового механизма и т.п., был весьма сложным. Еще задолго до возникновения машиностроительной промышленности, построенной на современных методах обработки металла резанием, часовщики оказались перед подобной проблемой при изготовлении мелких или даже миниатюрных деталей. Поэтому уже в XVII и XVIII вв. часовщики стали строить остроумно решенные токарные и фрезерные станки, на принципе которых были позднее, более чем через 100 лет, основаны первые крупные металлообрабатывающие станки Модслея, Робертса, Уитворта и др.

Для некоторых часовых мастерских такие производственные устройства оказывались слишком дорогими, а поэтому они изготовляли лишь простейшие детали машин, тогда как все остальные, включая втулки, циферблаты, стрелки, пружины, волоски и т.п., они покупали готовыми. Ювелирные мастерские, специализировавшиеся на производстве втулок, продавали свои изделия широкому кругу часовых мастеров, зачастую живущих далеко за пределами данной страны. Этим можно объяснить подобие формы или почти полное сходство часов, выпущенных под маркой их конечных производителей, собственный труд которых в производстве данных часов составлял лишь небольшую долю всего труда по созданию этих часов.

Если мы намерены проследить форму и стиль корпусов малогабаритных часов, то мы должны начать с цилиндровых пружинных часов, которые начали производить в XVI в. нюрнбергский Генлейн и пражский Цех. Во второй половине XVI в. наступила существенная миниатюризация часов с яйцевидными футлярами. Они были однострелочные, изготовлялись из железа и имели резные и гравированные латунные футляры и орнаменты с декорированными римскими циферблатами со стальной стрелкой. Перед циферблатом вместо стекла были откидные металлические крышки, декорированные надлежащим образом, с отверстиями для непосредственного отсчета времени. Подобные овальные футляры привились в конце XVI в. и во Франции.

Наряду с латунью некоторые часовщики применяли шлифованный хрусталь. Вместе со стекольщиками и граверами они делали из этого материала роскошные прозрачные футляры, красиво гравированные и шлифованные. В этой технике особенно отличались женевские граверы и золотых дел мастера. Однако главным материалом здесь оставалась латунь, иногда облагороженная поверхностным золочением или серебрением. Со второй половины XVII в. систематически возрастала расчлененность форм футляров, что в XVIII в. вылилось в производство подвесочных часов самых разнообразных форм в виде крестов, черепов, музыкальных инструментов, птиц, животных, цветов, книг, сосудов, колес и т.д.

Аналогичность форм мы обнаруживаем в отношении не только футляров, но и орнаментальных элементов, гравированных и рельефных, причем не только на корпусах, но и на циферблатах. Золотых дел мастера, часовщики и художники-столяры даже работали, руководствуясь коллекциями образцов орнаментов, выпускавшихся, например, Хогартом, Чипендалем, Шератоном и Адамом. Наибольшей популярностью у часовщиков пользовался автор таких коллекций Антон Жаккард из Пуантьера.

 

Каминные часы — это особый вид часов, форму, отделку и общий стиль которых определяют место их размещения и архитектурно-пространственное окружение. Подобные изделия не являются часами в обычном смысле слова, по своей сути они являются частью декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались тысячелетиями.
Изготовление первых каминных часов относится, по всей видимости, к готической эпохе. Оформление каминных часов повторяло отделку самих каминов, где использовали мрамор, бронзу, керамику. Изготовлением этих шедевров занимались не столько сами часовщики, сколько краснодеревщики, бронзовщики, скульпторы, художники по эмали, гончары. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т.д.),
Часы изготавливаются на базе немецких механизмов Hermle по технологии, разработанной отечественными специалистами — методом литья, и обладают всеми свойствами природного камня, с последующей декоративной отделкой под медь, бронзу, серебро, золото, дерево, камень, слоновую кость ампир. Фигурная пластика часов воспроизводила библейские сюжеты или сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки; для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов. Найти такие часы сейчас можно лишь в музеях, личных коллекциях и антикварных магазинах. Впрочем, и сегодня создаются прекрасные образцы каминных часов как традиционного, так и современного дизайна. Но использование дорогостоящих материалов (например, бронзы) и ручного труда, требующего больших затрат времени, не позволяет выйти такого рода часам за рамки эксклюзивности. Будучи престижным и очень дорогим предметом интерьера, настоящие каминные часы по-прежнему доступны очень немногим. Имидж каминных часов как символа благополучия, достатка, даже роскоши, сформирован у нас еще с детства благодаря фильмам о жизни аристократов и миллионеров, походам в художественные музеи и т.д. Таким образом, одно из основных потребительских качеств таких часов — подтверждение статуса владельца, престижности его жилища.
Однако до недавнего времени соответствующие этому имиджу часы были доступны очень узкому слою потребителей с высоким уровнем доходов. Применение же технологии литья из камня позволяет снизить их цену в 5-6 раз, при этом часы ничуть не проигрывают во внешнем виде и других потребительских характеристиках.
Суть каменного литья заключается в том, что измельченная мраморная крошка вместе со связующим составом заливается в готовую форму, застывает, а затем полученная отливка подвергается специальной термической обработке. Преимущества в производстве мраморной крошки как сырья очевидны, в сравнении с другими материалами, которые применялись до сих пор. Изделия из бронзы, например, вполне сопоставимы по долговечности с каменными, но мало кому доступны по цене. Что касается деревянных, гипсовых или керамических часовых корпусов, то по своим качественным характеристикам они значительно уступают изделиям, полученным в результате каменного литья. Ценность камнелитым изделиям придают механическая прочность, износоустойчивость, химическая стойкость, термостойкость и огнеупорность.
Специальная техника окрашивания позволяет отлично имитировать бронзу (притом, что такое изделие будет в несколько раз дешевле) или ценные породы дерева. Широко используются различные техники золочения. Были проведены официальные термические испыта­ния новой продукции и в печи, и в морозильной камере. Опытные образцы прошли их успешно — камнелитые изделия уникальны по своей устойчивости к различного рода воздействиям.
Помимо изделий, целиком выполненных из мраморной крошки, сейчас активно используется сочетание камнелитых скульптур, окрашенных под мореное дерево, с деревянными корпусами. Было принято решение не ограничиваться только настольными моделями и начать производство настенных часов по этой технологии.
Удачной находкой стало применение техники витража в каминных и настольных часах. Витраж составляется по классической венецианской технологии из крашенного в массе стекла и металла. Оригинальная идея использовать в оформлении часового корпуса мозаику из цветного витражного стекла дает возможность привнести в домашнюю обстановку частичку старинно­го архитектурного декора. Эксперименты идут не только в области сочетания материалов. Так, недавно в нашем ассортименте появились двусторонние настольные часы, которые предназначены для письменного стола и не имеют, если можно так выразиться, изнанки. Циферблаты и скульптурная композиция на них расположены симметрично с фронтальной и тыльной сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Добавить изображение