Советы по ремонту часов

С чего начать ремонт часов?

С чего же начинать ремонт часов?  Первое, что необходимо сделать это определить неисправность часового механизма. Чаще всего это загрязнение и высыхание смазки. Эта неисправность определяется визуально — чёрные трибы, сухие маслёнки. Для устранения неисправности часовой механизм необходимо разобрать, почистить и смазать.
Для начинающего часового мастера самое главное научиться разбирать и собирать часовой механизм. Учиться надо на стареньких, простеньких часах потому, что в процессе обучения будут промахи и ошибки. Давайте попробуем разобрать часовой механизм. Для этого необходимо соблюдать определённую последовательность:

1. Снять заднюю крышку часов — то нужно открутить винты крепления задней крышки, предварительно открутив заводные ключи и сняв кнопки перевода стрелок. Если это наручные часы, то задняя крышка снимается двумя способами либо откручивается либо отщелкивается.

2. Достать механизм из корпуса — для этого необходимо открутить винты крепления механизма. В наручных часах так же нужно достать заводной вал. Что бы это сделать надо заводной вал поставить в режим перевода стрелок (оттянуть его), надавить на подавку (слегка утопленная кнопочка в мосту пружины) и вытащить.

ПОСЛЕ ТОГО КАК ДОСТАНЕТЕ МЕХАНИЗМ ИЗ КОРПУСА, ЗАВОДНОЙ ВАЛ НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО.

3. Снять стрелки и циферблат — стрелки просто напресованны их достаточно слегка поддеть отвёрткой, но лучше снимать корсангами (пинцетом кусачками), тогда не остаётся царапин ни на стрелках, ни на циферблате. Если часовой механизм без боя и без календаря, часовую стрелку можно не снимать, циферблат снимется вместе с часовым колесом и стрелкой. Для того, чтобы снять циферблат нужно открутить винты крепления циферблата, в наручных часах их достаточно ослабить(открутить на 2-3 оборота). Обычно винты крепления циферблата находятся с торца часового механизма, с диаметрально противоположных сторон. Все манипуляции по разборке, сборке часовых механизмов необходимо производить на специальной подставке, во избежание попадания пыли с рабочего стола и поломки центрального, и секундного колёс, которые выступают относительно платы.

4. Ослабляем завод пружины — среди часовщиков эта процедура называется спустить пружину. Для этого необходимо пальцами одной руки на вполоборота подзавести пружину, и не отпуская, второй рукой с помощью пинцета отвести собачку в сторону. Затем медленно отпуская заводной вал, дождаться пока пружина полностью раскрутится.

5. Снимаем мост баланса — откручиваем винт или винты, если их два, крепления моста баланса. Пинцетом поддеваем мост и медленно приподнимая вместе с балансом аккуратно вынимаем из механизма. При всём этом нужно смотреть чтоб спираль баланса (волосок) не зацепилась за колёса.

КЛАСТЬ МОСТ НАДО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБ БАЛАНС ОКАЗАЛСЯ ВВЕРХУ. Иначе можно сломать ось (цапфы) баланса.

6. Снимаем мост анкерной вилки — откручиваем винты крепления анкерной вилки, снимаем мост анкерной вилки, снимаем анкерную вилку. Снимаемые детали необходимо класть спереди и слева от себя, т.к. справа должен лежать инструмент, если вы правша

7. Снимаем мост пружины — аналогично.

8. Снимаем мост колёсной системы — прежде чем снять мост колёсной системы (ангренажа) необходимо снять минутный триб. Он расположен на центральном колесе со стороны циферблата. В будильнике «Слава» минутный триб снимать без особой нужды нет никакой необходимости. Так же в будильнике «Слава» мост колёсной системы и мост пружины, является одним целым. Откручиваем винты крепления моста ангренажа, снимаем мост, вынимаем колёса. Колёса нужно вынимать по одному, чтоб не повредить рядом стоящие.

Всё,  в принципе, разборка механизма для начинающего часового мастера закончена. Теперь самое интересное, как же эту кучку винтиков, колёсиков превратить обратно в часовой механизм. Всё очень просто, собираем в той же последовательности, в какой и разбирали. Ставим на свои места колёса, мост колёсной системы, закручиваем винты, предварительно убедившись, что все верхние и нижние цапфы колёс попали в камни. Ставим пружину, мост пружины, закручиваем винты. После этого можно слегка подзавести пружину, если все колёса крутятся, значит вы всё собрали правильно. Дальше ставим на свои места анкерную вилку и баланс. Надо учесть, что при установке баланса, импульсный камень (эллипс) должен попасть между рожками анкерной вилки, а не за ними. Теперь можно завести пружину часов, если часы пошли, маятник начал колебаться, значит вы всё собрали правильно. Если же нет не отчаивайтесь ваша основная задача на первых порах научиться разбирать и собирать часовой механизм так, чтоб не сломать детали. Разборку и сборку часовых механизмов необходимо проводить регулярно, чтобы набить руку.

2 комментария на «Советы по ремонту часов»

  1. денис говорит:

    а как вы относитесь к чистопольскому часовому заводу и их продукции!?

    • Юрий говорит:

      Мои первые командирские часы были производства Чистополь. Красивые и надежные. Амфибия и противоударные к тому же. Стрелки светились в темноте. Что ещё может быть нужно?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение