Чистка и смазка часов

В настоящее время существует два метода чистки, один — с применением бензина и щеток, и другой — машинный — с использованием специального приспособления. Перед началом чистки вынимают механизм из корпуса и снимают стрелки и циферблат. Очищают циферблат от пыли щеткой. Если циферблат покрыт эмалью, чистку производят с большой осторожностью. Циферблат держат, как показано на фиг. 114, так чтобы возможные трещины располагались в продольном направлении.
Способ чистки покрытого эмалью циферблата. Способ чистки покрытого эмалью циферблата.

Держа циферблат, как показано на фигуре, подставляют его под струю проточной воды (предпочтительно теплой) и чистой мягкой часовой щеткой с небольшим количеством мыла чистят циферблат вдоль по направлению имеющихся трещин. Щеткой чистят до полного снятия мыла; воду вытирают папиросной бумагой. После этого поверхность циферблата уже не следует чистить щеткой, циферблат следует лишь просушить. Посеребренные циферблаты не рекомендуется трогать руками. Циферблаты, покрытые лаком, не должны обрабатываться абразивными инструментами, повреждающими это покрытие. После очистки циферблата его надо убрать в коробку, так как он не потребуется до окончательной сборки механизма. Стрелки кладут в сосуд с бензином, который следует заменять не реже одного раза в неделю. Если в сосуде остался использованный бензин, то не следует заливать в него новый. Перед заливкой нового бензина сосуд необходимо тщательно протереть. Сосуд заливают бензином до уровня около 1,5 см, не более. Затем снимают часовое и минутное колеса и минутник и кладут их в бензин. Снимают балансовый мост и баланс с моста. С баланса снимают спираль и чистят баланс. Если баланс разрезной, его обод чистят кожаным кругом, посыпанным алмазным порошком. Баланс погружают в раствор цианистого калия и оставляют в нем на некоторое время. Раствор получают путем растворения куска цианида в теплой воде и хранят его в стеклянном сосуде с притертой крышкой. Меры предосторожности в отношении этого химиката всем, конечно, известны. Баланс тщательно промывают проточной водой, после чего продувают для удаления влаги.,После этого, обмакнув щетку в мел, хорошо прочищают баланс до тех пор, пока он не заблестит. Баланс кладут в ящик с опилками и гашеной известью и оставляют там, пока не будут очищены и собраны остальные детали. К этому времени баланс окончательно высыхает. На фиг. 115 показана коробка с ситом для опилок.и гашеной извести. Диаметр коробки должен быть 50,8 мм, глубина от 25,4 до 50,8 мм. Затем разбирают мост баланса и все его детали вместе со спиралью кладут в бензин, после чего снимают мост вилки и вилку и также кладут их в бензин. Вилку оставляют в бензине только небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействие бензина, Щетки, используемые при этих операциях, должны быть обязательно мягкими. Чистить щетки рекомендуется об обожженную баранью кость. Вилку кладут на верстак, придерживая пинцетом и не вытирая от бензина, прочищают палеты щеткой с обеих сторон. Ни в коем случае не следует касаться палет голыми пальцами. Палеты чистят с особой тщательностью, протирая каждый камень мягкой деревянной чурочкой (фиг. 116) до полного блеска, особенно
Коробка с ситом для древесной пыли и остатков гашенной извести Коробка с ситом для древесной пыли и остатков гашенной извести.
Способ чистки палет вилки Способ чистки палет вилки.

прискости покоя и плоскости импульса. Остро отточенной чуркой прочищают каждую из сторон паза в рожках. После этого вилку опять кладут на верстак и чистят щеткой, снимая остатки древесины. Затем продувают грушей и кладут под стеклянный колпак на папиросную бумагу. Все очищенные детали рекомендуется хранить под стеклянным колпаком. После этого снимают центральное, промежуточное, секундное и ходовое колеса, чистят их мягкой щеткой и погружают в бензин, особенно тщательно следует чистить зубья колес. Затем вынимают
Способ чистки пружины Способ чистки пружины.

спираль и кладут на кусок чистой папиросной бумаги и тщательно очищают мягкой щеткой. Спираль быстрыми движениями проводят по бумаге, чтобы оставшийся на ней бензин впитался в бумагу. После этого сухую сложенную бумагу кладут поверх спирали и слегка прижимают, чтобы спираль очистилась при прямом соприкосновении с бумагой (фиг. 117). Мост баланса вынимают из бензина и протирают насухо полотняной тряпочкой. Затем, держа его в папиросной бумаге, тщательно чистят щеткой. Никелированные детали лучше всего чистить щеткой в направлении расположения штрихов отделки. Если штрихи располагаются по кругу, то нужно чистить поверхность таких деталей круговыми движениями. Заостренной палочкой прочищают обе стороны в отверстии камня. После этого очищают мост от пыли и остатков древесины. Винты и другие мелкие детали вынимают из бензина и еще мокрыми хорошо чистят. Накладной камень тщательно чистят с обеих сторон бузиной. Винты чистят щеткой; не рекомендуется протирать головки, передвигая винт по бумаге, во избежание засорения шлица. Это относится ко всем винтам. Все винты после чистки следует сразу же ставить на свое место. Этот порядок чистки применяется для всех деталей. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат рукой в папиросной бумаге. Ходовое колесо очищают щеткой; заостренным концом мягкой древесины прочищают все зубья и вновь чистят их
Чистка зубьев триба. Чистка зубьев триба.

щеткой. Заострив деревянную палочку, чистят зубья триба до блеска (фиг. 118). Таким образом чистят все трибы. Зубья остальных колес чистят щеткой, как ходовое колесо. Цапфы чистят отточенной палочкой. Полирование цапф осуществляется алмазным порошком, заправленным в бузину (фиг. 119). Окончив чистку деталей, находившихся в бензине, продолжают разборку. С платины снимают барабан и все относящиеся к нему детали. Крупные детали чистят щеткой с бензином и кладут их в бензин. Барабан разбирают на составные детали и кладут их в бензин. Не рекомендуется держать в бензине заводную пружину. Для чистки заводной пружины ее держат у крючка латунными плоскогубцами и пропускают ее через чистую льняную тряпочку (фиг. 100). При чистке нужно следить, чтобы не изменялась форма пружины. С платины удаляют все детали, включая накладные камни баланса. Хорошо очищают платину щеткой с бензином и кладут в бензин. Все крупные детали протирают полотняной тряпочкой, а мелкие чистят щеткой, пока они еще влажные. Чистке платины уделяют особое внимание. После просушивания ее чистят щеткой, а недоступные места прочищают заостренной чуркой. После чистки всех деталей приступают К сборке. Перед сборкой все детали продуваются грушей. Сборку начинают с барабана. В барабан закладывают пружину и смазывают ее маслом. Масло распределяют равномерно по краям. Ставят на место вал барабана и надевают пружину на крючок вала. Пружина должна отжать вал барабана в сторону, так что нужно преодолеть ее усилие, чтобы вставить вал в отверстие барабана. Закрывают крышку барабана. Вырез в барабане должен находиться на противоположной стороне отметки, имеющейся на барабане. Надевание крышки не должно производиться с помощью каких-либо инструментов, а просто легким нажатием большими пальцами обеих рук (фиг. 120). Вал барабана держат пинцетом и проверяют его осевой зазор. При отсутствии зазора нужно определить, в какую сторону лучше произвести его увеличение. Если в сторону крышки барабана, то барабан кладут на латунную подставку и слегка ударяют по верхней части вала
Чистка зубьев триба. Снятие пятен с цапфы бузиной с алмазным порошком. латунным молотком. При этом крышка барабана несколько выгнется и освободит вал (фиг. 121). Смазывают цапфы оси барабана. На платину помещают барабан, затем устанавливают промежуточное, секундное и ходовое колеса. Устанавливают мост барабана. Закрепляют на нем собачку и пружину, предварительно смазав колонку собачки и ее пружину в том месте, где она зацепляет собачку. Слегка смазывают гнездо барабанного колеса и закрепляют колесо винтом. Переворачивают механизм и монтируют остальные детали. Все движу-
Установка крышки барабана. Установка крышки барабана.

щиеся детали смазываются. Устанавливают заводной вал и заводят пружину. Во время работы колесной системы механизм слегка продувают грушей. Устанавливают вилку и ее мост, проверяют осевые зазоры. После этого пеиехоттят к смазке самого механизма. Чтобы предупредить попадание в механизм излишнего количества масла, необходимо руководствоваться следующим правилом: для смазки одного механизма достаточно израсходовать одну каплю, которая стечет в контейнер масленки с большой часовой отвертки. На фиг. 122 показаны масленки с различными контейнерами для масла. Маслом из одной масленки смазывают верхнюю и нижнюю цапфы вала ходового колеса, а также верхние и нижние цапфы вилки. Если ходовое колесо и вилка имеют конусообразные цапфы, вращающиеся на накладных камнях, то количество задаваемого масла не имеет особого значения, более строгой дозировки следует
Придание осевого зазора валу барабана. Придание осевого зазора валу барабана.
Масленка: 1 - капля масла; 2 - масло. Масленка: 1 — капля масла; 2 — масло.

придерживаться в случае, если цапфы имеют цилиндрическую форму. Эти цапфы показаны на фиг. 123. При смазке палет нужно задать немного масла на плоскость покоя входной палеты и заостренной палочкой подвинуть вилку вперед и назад так, чтобы масло попало на зубья ходового колеса. Вторую дозу масла дают на этот же камень, чтобы все зубья ходового колеса получили свою долю масла. Масло по зубьям поступает на выходную палету, в этом случае также следует остерегать
достаточное количество масла для конусообразной цапфы а — достаточное количество масла для конусообразной цапфы; 6 — излишнее количество масла для цапф вилки; в — достаточное количество масла для цапф вилки.

излишнего количества масла. Эллипс ни в коем случае нельзя смазывать.

В практике встречаются три случая попадания масла на эллипс:

1) при растекании масла,

2) при случайном попадании масла во время перемещения вилки,

3) при снятии баланса после смазки его осей.

Масло удерживается в цапфах благодаря капиллярным свойствам зазоров, как показано на фиг. 124, где одна поверхность показана изогнутой и масло собирается к вершине изгиба. Приступая к установке баланса, механизм помещают под стеклянный колпак. Начинают чистить баланс щеткой от опилок и пыли, держа его в папиросной бумаге. Затем окунают баланс в бензин и просушивают. Держа баланс в правой руке, нажимают бузиной на нижнюю цапфу, пока в нее не войдет импульсный ролик. Затем таким же образом чистят эллипс. Одновременно чистится и импульсный ролик. Тщательно чистят верхнюю цапфу; перед установкой спирали проверяют состояние цапф оси баланса. Для соответствующей проверки проводят ногтем по концу цапфы и при наличии заусенцев окажется, что цапфа царапает ноготь (фиг. 125). Проверяют также и уравновешенность баланса; хотя баланс был уже раньше уравновешен, но при чистке его равновесие могло быть нарушено. Необходимость проверки баланса после чистки относится только к разрезным балансам. Для закрепления спирали пользуются подставкой (фиг. 126). Баланс часто имеет соответствующие отметки, по которым спираль устанавливают в правильное
Капиллярность; масло удерживается в одной точке. Капиллярность; масло удерживается в одной точке.

положение. Обычно колонка спирали должна находиться на противоположной стороне от отметки в виде небольшой точки или легкого штриха на поверхности обода баланса. Баланс устанавливают на мост и осторожно переворачивают. Держа мост так, что баланс находится в висячем положении, помещают его в механизм. Следует убедиться, что эллипс вошел в паз вилки. Мост баланса завинчивают. Часы должны быть пущены до того, как будет завинчен мост. Если часы не пущены, баланс слегка толкают пальцем, чтобы убедиться в свободном движении и заставить его колебаться. После закрепления балансового моста проверяют осевой зазор и биение баланса. Иногда необходимо повернуть спираль, для чего баланс должен быть снова вынут из механизма. Проверив биение баланса, снимают мост вместе с балансом, дают немного масла в нижнее отверстие, переворачивают мост, слегка поднимают баланс и дают масло в верхнее отверстие. Ставят баланс в механизм, переворачивают механизм и грушей продувают платину. Слегка смазывают ось центрального колеса и ставят на место минутный триб. Задают масло в отверстия осей секундного и промежуточного колес и минимальное количество масла колонке минутного колеса. Часовое колесо устанавливают без предварительной смазки, затем надевают циферблат. Мосты не смазывают до установки механизма в корпус. Стрелки лучше ставить тогда, когда механизм уже в корпусе, если это возможно. Часовую стрелку надевают на трубку при помощи чурочки. Минутную стрелку насаживают на минутный триб обратной стороной ручки от щетки. Секундную стрелку насаживают на цапфу секундного колеса концом чурочки. Затем смазывают заводной вал. На фиг. 127 дана схема смазки, на которой условными обозначениями указаны сорт и количество масла для часов размером от 101/2 до 73/4 линии; для более крупных механизмов требуется больше масла; условные обозначения смазки на схеме означают: W — часовое масло, С — масло для крупногабаритных часов, О — без масла, X — легкое касание при смазке, XX — масленка наполняется наполовину, XXX — масленка наполняется целиком; следовательно, обозначение СХХ
Проверка конца оси баланса на отсутствие шероховатости. Проверка конца оси баланса на отсутствие шероховатости.
Подставка для баланса при замене спирали. Подставка для баланса при замене спирали.

расшифровывается следующим образом: масленка наполняется наполовину маслом для крупногабаритных часов. Для смазки часовым маслом применяются маслодозировки малых размеров — 0,3 мм, а маслодозировки больших размеров — 0,6 мм — для смазки маслом для крупногабаритных часов.
Схема смазки Схема смазки

После смазки механизм устанавливают в корпус, после чего механизм вновь продувают грушей, а затем задают немного масла в верхние цапфы колес. Применяя механизированный способ химической чистки деталей, механизм полностью разбирают. Отвинчивают все винты, включая винты циферблата. Применяемый в этом случае раствор № 1 для чистки, хотя и не вызывает коррозии, все же высыхая, оставляет пятна на металлических деталях. Раствор № 2 также не вызывает коррозии, но он чувствителен к воздействию солнечного света и в этом случае может вызвать коррозию. Чтобы не смешать растворы, баночки следует пронумеровать. На фиг. 128 показана установка для механизированной химической чистки деталей. Она имеет три банки, пронумерованные № 1, 2, 3. № 1 — содержит очистительный раствор; № 2 — для промывки, № 3 — тот же раствор, что и для промывки, только более чистый. Причина наличия двух промывочных растворов состоит в том, что известный процент загрязнения переходит из сосуда № 1 в сосуд № 2, загрязняя находящуюся в нем жидкость. Раствор, находящийся в сосуде № 3, тоже, в известной степени, загрязняется от раствора № 1. Все растворы должны заменяться периодически. При загрязнении раствора № 1 его выбрасывают и заменяют новым. Раствор № 2 фильтруют и используют снова. Для этой цели лучше всего использовать фильтровальную бумагу. Раствор № 3 обычно абсолютно чистый и более выгодно вылить его в сосуд № 2 и применять не фильтруя. Для жидкости № 3 применяют отфильтрованный раствор, добавляя немного свежего раствора. Очень большое значение имеет количество жидкости, помещаемой в каждый сосуд. Малое количество раствора не покроет всех деталей в корзинке. Кроме того, недостаточное количество растворов №2 и №3 может вызвать образование коррозии. Если сосуды слишком полны, при вращении корзины раствор будет разбрызгиваться. Крупные детали часов вроде платины, мостов, барабана и др. помещаются на дно корзины. Очень важно уложить их так, чтобы они не перекрывали друг друга. Мелкие детали укладываются в одно из углублений на подносе корзины вместе с винтами и собачками. Заводную пружину не рекомендуется пропускать через растворы по изложенным выше причинам. Так как некоторые сорта шеллака плохо переносят воздействие растворов, вилку и баланс не следует подвергать машинной чистке.
Установка для механизированной химической чистки деталей часов. Установка для механизированной химической чистки деталей часов.

Нельзя также чистить в растворах баланс с винтами, не выдерживающими воздействия растворов. Чистку этих деталей производят исключительно бензином. Обычно время промывки составляет полминуты. Промыв детали в растворе № 1, корзину вынимают из раствора и вращают в воздухе с большой скоростью в течение некоторого времени. Затем корзина погружается в раствор № 2, где операция повторяется, а затем то же происходит и в растворе № 3. В заключение корзина загружается в нагревательную камеру, где она медленно вращается в течение минуты. Нельзя терять времени при переходе корзины из раствора № 1 к раствору № 2, так как если раствор № 1 начнет высыхать на поверхности деталей до их дальнейшей промывки, то не исключена возможность образования на них пятен.

5 комментариев на «Чистка и смазка часов»

  1. Всеволод говорит:

    Добрый день!
    Очень хороший сайт, спасибо.
    Только у меня не отображаются картинки во всевозможных браузерах, возможно такая проблема не только у меня.

  2. Алексей говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите, а какие масла и куда применяются?

    • admin говорит:

      Здравствуйте, Алексей. О чистке и смазке часов подробно написано на нашем сайте. Введите ваш вопрос в поисковик сайта и всё найдёте. Так же на сайте есть список литературы о ремонте часов. Эти книги вы можете скачать по прямиой ссылке и соответственно ознакомиться. С уважением, часовой мастер.

      • Александр говорит:

        Вам задан конкретный вопрос, а Вы ссылаетесь на сайт.
        Тогда вообще не нужна обратная связь, если ссылаетесь на сайт.

        • admin говорит:

          Александр, здравствуйте!
          Обратная связь помогает дать ту информацию, которой ещё не было на сайте.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение