Марк-Конрад Фази ( Marc-Conrad Fazy)

В январе 1764 года Г.Г. Орлов представил Екатерине II конкретные предложения по организации часовых фабрик в России. В этом же году императрица издала указ о создании в Москве и Санкт-Петербурге часовых фабрик, подведомственных «Мануфактур-коллегии» и ее конторам, на руководство которыми приглашались иностранцы.
Канцелярией опекунства иностранных были заключены «контракты с часового дела фабрикантом, Робером Журине из Женевы, с товарищами Абрамом Сандо и Иосифом Басилье в целях заведения часовой фабрики в Санкт-Петербурге, а также с часового дела фабрикантом Марком Фазием по созданию часовой фабрики в Москве».
Из всех названных, часовщиками были Иосиф Басилье и Марк Фазий, Абрагам Сандо числился мастером резного дела, то есть резчиком по дереву, Роберт Журине — мастером «делания часовых корпусов».
Имя Марка Фазия вошло в историю Москвы еще и по другой причине. В 1776 году он с учениками установил английские часы на Спасской башне Московского Кремля. Интересно, что до установки новых часов Фазий следил за часами на Спасской башне, за это ему полагалось 1.116 рублей 50 копеек, которые были вычтены позже из общей суммы долга Фазия в казну, равнявшейся 28.316 рублей [Российский государственный архив древних актов, РГАДА. Ф. 294. On. 2. Д. 537].

По условиям контрактов, на устройство московской и петербургской фабрик, каждой в отдельности, выдавалась беспроцентная денежная ссуда сроком на десять лет в размере 18 тысяч рублей, дозволялось в первый год существования фабрик привозить беспошлинно заграничные машины, станки.
Здесь были все необходимые машины для производства настенных, карманных и башенных часов. Машины для полирования и шлифования стали, станки для изготовления проволоки, для изготовления часовых корпусов разных размеров, для вырезания медных валиков, для завожения пружин, инструменты для гравировки, золочения, эмалирования, два специальных стола для разметки циферблатов, весы для взвешивания золота и серебра. Кроме того, имелся многочисленный ручной инструмент: ножницы для резки меди, клещи, пилы, тиски, резцы. По тем временам, это было очень солидное оборудование.
Организация труда на фабриках напоминала европейскую, сложившуюся на часовых фабриках Англии, Франции, Швейцарии того времени, строилась на основе разделение труда.
Трудности обеих фабрик были очень схожими. Так, они понесли большие финансовые убытки из провалившейся акции по приобретению заграничного оборудования и привлечения иностранных мастеров.

В 1764 году Фазий отправил посыльного Фермье в Париж, где посол князь Голицын должен был выдать ему казенных 6500 рублей. Однако французское правительство, препятствующее выезду ценных кадров из страны, арестовало Фермье с 11 нанятыми им ремесленниками, а купленные им инструменты и машины для производства часов конфисковало. Через некоторое время Фермье был отпущен, дав подписку о невыезде из Парижа. Конфискованное оборудование попало в Россию не полностью. Подобная история случилась и с агентом Петербургской фабрики — Сандо, отправленным в Швейцарию.
Московская фабрика размещалась в Немецкой слободе, где были выстроены кузня с тремя горнами и башня с французскими часами. На работу были приглашены иностранные мастера. В документах 1768 года, исследованных старшим научным сотрудником Государственного Политехнического музея, Фокиной Т.А., упоминаются десять иностранных ремесленников, которые были «по большей части из Франции выписаны».
Производство наладилось в 1767 году. Поначалу фабрика была жизнеспособной, но не хватало мастеров и должного оборудования, которое в России не производилось.
В 1773 году была проведена аттестация учеников фабрики, которые по контракту в течение шести лет были на казенном содержании. Мануфактур-коллегия поручила своему сотруднику Приклонскому проверить работу фабрики. Сформированная комиссия из самых лучших цеховых часовых мастеров Московского магистрата, признала, что «ученики работают с хорошим искусством, сделать часы в состоянии». Также говорилось о выявленной продукции фабрики, среди которой было 142 механизма карманных часов, 4 механизма стенных часов с репетиром, трое часов карманных с эмалевыми циферблатами, а также много часовой фурнитуры.
Фактически московская фабрика прекратила свое существование в 1778 году. Казенный долг был не выплачен, погасить его векселями должников -князей Мещерского, Шаховского не получилось, хотя суммы, обозначенные в векселях, значительно превышали казенный долг, например, в векселе князя Мещерского значилась сумма в 37 тысяч рублей112. Вскоре не оказалось денег на выплату жалованья подмастерьям. Имущество фабрики было описано. Мануфактур-коллегия постановила учеников распустить, купленный для Фазия дом продать на аукционе и те деньги в казну возвратить.

В 1779 году Фази делает попытку организовать новую часовую фабрику, для чего просит позволения уехать в Женеву на один год, чтобы подобрать мастеров. Вернувшись, он выкупает дом в Немецкой слободе за деньги, полученные по векселям князя Мещерского, но открыть часовую фабрику ему так и не удалось.

Судя по архивной информации, в 1773 году было сделано 142 карманных часов, а в 1778 фабрика закрылась. Так что часы сделаны в этом промежутке.

Еще из Пипунырова «Развитие хронометрии в России». Москва, Наука, 1977, глава «Установка и обслуживание башенных часов в Московском Кремле»:
На Спасской башне колокольной игры не было до 1770г. Появились там новые куранты при следующих обстоятельствах. В 1763г. в подвалах под Грановитой палатой производилась разборка архивных дел бывшего Преображенского и Семеновского приказов, причем были найдены «большие английские курантовые часы», быть может, как предполагает И.Е.Забелин, некогда снятые с Спасской башни. В связи с этим в 1764 г. указом Екатерины II было предложено привести в действие куранты Спасских часов так, чтобы они «сами собой играли и столь долго как заблагорассудится с двадцатью четырьмя разными ариями и часовые доски с числами, стрелки и протчее к тому принадлежащее для публики сделать со всех четырех сторон».

Для выполнения этих работ на Спасской башне был приглашен Марк Фазий — руководитель казенной часовой фабрики, находившейся в Москве в Немецкой Слободе с 1764г. Фазий запросил на производство работ 14 556 рублей. Смета в этой сумме была утверждена Сенатом; кроме того, Фазию обещано было выдать 3000 рублей за его труды.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение