Ремонт «женских» механизмов ЕТА

Большой процент всех кварцевых часов, попадающих в ремонт, составляют женские модели. Самыми распространенными среди них являются механизмы известной фирмы ЕТА. Рассмотрим некоторые из них.

Модель 802.101 (400.101) встречается повсеместно. Ее платина и мост выполнены из пластмассы и, очевидно ввиду дешевизны изготовления, ее взяли «на вооружение» многочисленные китайские производители. Причем, если в оригинале мост крепится к платине винтом (в старых моделях — под специальный ключ), то азиатские фирмы не утруждают себя, используя обыкновенные заклепки. Главный недостаток механизма — «мягкость» платины. Вместо бочонка на грани находятся зубья для перевода стрелок. Зачастую именно они «разбивают» посадочное место «грани» в платине, в результате чего нарушается режим перевода стрелок. Эта поломка не поддается ремонту: требуется замена платины.
Модификация 802.111 (400.111) — аналогична калибру 802.101 (400.101) с добавленным календарный блоком.
Механизмы 976.001, 978.002 Механизмы 980.003, 980.106 и 980.153 устанавливают как в женские, так и в мужские модели часов. В механизме 980.003 (с семью камнями и пятисекундным импульсом) чаще всего отказывает электронный блок. Нередко разбалтывается и соскакивает вексельное колесо, которое имеет высокий триб. Однако ремонт такого повреждения не представляет труда. Бывает, что контактная площадка на катушке приклеена недостаточно надежно: при сборке она проворачивается вместе с крепежным винтом, и провода катушки рвутся.
Механизм 980.106 имеет центральную секундную стрелку, и, соответственно, другое соотношение количества зубьев в колесах. Микросхема существенно надежней, чем в 980.003. Только «кварц» приходится чаще менять, нежели весь электронный блок.
В механизм 980.153 добавлен «приставной ход» — система колес, вынесенная под отдельный мост. Количество камней увеличено до одиннадцати. Электронный блок (как и в механизме 980.106) работает в секундном режиме, но секундная стрелка расположена на дополнительном циферблате над меткой «6 часов». Из-за большего количества колес резко возрастает потребность механизма к смазке. При сборке всегда необходимо следить, чтобы все оси колес попали в свои посадочные места (в этом помогает специальная точка на мосту). Механизмы980.153 и 980.106 (их часто называют 13 калибром, по аналогии с нашим 1356) имеют целый ряд взаимозаменяемых деталей: рычаги, грани, бочонки, катушки.
Механизмы 802.111, 980.153 Многие фирмы предпочитают механизмы 801.004 (578.004, 978.002, 578.002) и 976.001. В них шесть камней, а микросхема работает в двадцатисекундном режиме. При попадании влаги в первую очередь коррозии подвергается переводной рычаг, а вексельное колесо и бочонок намертво «привариваются» к грани. Для замены вытяжки приходится выпрессовывать штифт со шляпкой, иначе гнутся рычаги, и бочонок не доходит до промежуточного колеса. Частые отказы электронных блоков влекут за собой необходимость их замены. Колесная система надежна, и ее поломки крайне редки. Механизмы различаются толщиной и соответственно высотой колес. Калибр 976.001 несколько тоньше, и его электронный блок не накрывает, а огибает мост, находясь с ним на одном уровне. При внешней схожести эти механизмы различны, и детали в них не взаимозаменяемы.
Довольно часто мне приносили часы с подобным механизмом, утверждая, что они только из ремонтной мастерской, но почему-то продолжают отставать и останавливаться. Механизм всегда был исправен и смазан, и я долго ломал голову, пока не разобрался в чем же дело. Чтобы часовое колесо не поднималось и не выходило из-за зацепления с вексельным колесом, мастера зачастую подгибают на нем пружинящую фольгу. В этом случае фольга просто зажимает часовое колесо между циферблатом и платиной, и часы «встают».
Механизм 901.101 901.001, 902.101, 902.505. Один или четыре камня. Самое их «тонкое место» — вытяжка, носик-толкатель которой часто ломается. Вексельное колесо изготовлено из стали, поэтому при контакте с водой быстро ржавеет. В этом случае при попытке скорректировать время ломается ось вексельного колеса в платине. Нередко ломается и грань. В последних модификациях ротор — пластмассовый, и надо помнить об этом при сборке, так как цапфы ротора очень нежны. Сверху электронный блок закрыт металлической пластиной, и один из крепежных винтов расположен в непосредственной близости от открытой катушки, поэтому в моделях 902.101 и 902.505 нужно быть особенно внимательным, чтобы при разборке часов ее не повредить.
Механизм 282.001 фирмы ЕТА с 13 камнями, как правило, ставят в дорогие часы. Это ультратонкий механизм, толщина платины с мостом — всего 1,3 мм. Электронный блок работает в двенад-цатисекундном режиме. Механизм комплектуется фигурной пленочной прокладкой (со стороны циферблата) со специальным вырезом под камни. Она выполняет две функции: изолирует минусовой контакт от соприкосновения с циферблатом и оставляет минимальный зазор между платиной и циферблатом, чтобы не растекалось масло. Главная опасность, подстерегающая мастера при разборке, — это соскальзывание отвертки со шлица винта-эксцентрика крепления ножки циферблата. Оно может повлечь повреждение проводов чуть ли не полностью открытой катушки. В этой модели часовое колесо расположено не под циферблатом, а под мостом на платине. Ввиду миниатюрности калибра разработчики отказались от фрикциона для корректировки времени, и перевод стрелок осуществляется вместе со всей колесной системой. Между минутным и часовым колесом, на минутном трибе находится пружинящая шайба, служащая для устранения вертикального люфта минутной стрелки, — о ней не надо забывать. При попадании влаги, в первую очередь ржавеет минутный триб, он «клинит» часовое колесо, часы «встают», и в момент перевода стрелок ломаются зубья часового колеса. Не следует прилагать при сборке излишних усилий к винту, чтобы не вывернуть очень тонкостенные стойки крепления статора из платины.

Примечания

Правильное название «грани» — заводной вал, однако, оно тоже не совсем верно, ведь в кварцевых часах заводной пружины нет и, значит, заводить нечего. При заказе фурнитуры нередко используется термин «монтажная грань», означающий вал с очень длинной резьбой, который потом подгоняется под конкретный корпус.
«Бочонок» — это кулачковая муфта, деталь в форме бочки, двигающаяся по заводному валу и имеющая зубчики для перевода стрелок.
Обозначения в скобках — устаревшие маркировки данного механизма.

Часовой бизнес №6 2001


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение