Карманные часы

Карманные часы – предмет гордости и предел мечтаний каждого человека в 16-18 веках. Это была довольно дорогая «игрушка» для тех времен. Эти часы использовали в основном как предмет роскоши, поскольку время они показывали зачастую неправильное – ведь у них не было стекла, защищающего циферблат. Вместо него использовался простой кожаный мешочек, куда и помещались часы, а стрелки, постоянно зацепляясь за этот мешочек, сбивались и в итоге показывали совсем не то время. Стекло на циферблате появилось только лишь в 19 веке, да и карманные часы к этому времени уже перестали быть предметом роскоши.

К 1600 г. центр изготовления карманных часов переместился из Ю. Германии во Францию. Производство сосредоточилось в Париже. Блуа и Лионе. Хотя в 1-ой половине 17 столетия центрами часостроения становятся Женева и Лондон.

Первые модели карманных часов плохо показывали точное время и применялись в общем случае как дорогие украшения. Для производства корпуса использовали золото, серебро или позолоченный сталь, корпус украшали горным хрусталем и драгоценными камнями или покрывали эмалью.

В начале 17 столетия ограничивались применением непрозрачных и полупрозрачных эмалей для декоративного украшения целого корпуса или отдельных деталей. В 1630 г. мастер Путэн из Блуа усовершенствовал метод росписи красками по белому эмалевому фону, что привело к созданию школы мастеров по эмали из Блуа. Мастера специализировались на росписи изящными цветами или росписи на духовные сюжеты. Корпус часов был круглым с овальным поперечным сечением, такую форму называли «салатницей». Внутреннюю поверхность корпуса тоже покрывали эмалью.

Большая часть карманных часов начала 17 в. имели плоский металлический корпус овальной формы с вытянутыми по вертикали боковыми гранями и немного выпуклой крышкой. На наружной, а порой и на внутренней поверхности крышки был выгравирован рисунок на мифологический сюжет или аллегорические фигурки с орнаментом в стиле возрождение. Металлический циферблат имел узкий круг с делениями, закрепленный на гравированной пластинке с маленькими бортиками, доходившими до края корпуса. Часы имели лишь одну часовую стрелку, латунную или из вороненой стали. Стрелка была прочной, фигурной, с несколькими гранями.

Уже к 1600 г. появились часы различной формы — в форме книжки, цветка, птицы и даже черепа. Пуританские часы представляли собою простые английские часы, отличавшиеся от причудливо декорированных часов, создаваемых выходцами из Франции в Лондоне в начале 17 столетия Часы имели плоский овальный корпус без всяких украшений с выпуклой крышкой, типичный для данного периода. Для производства корпуса использовали серебро или золоченую латунь.

В 1675 г. для карманных часов начали применять баланс-спираль. В итоге возникли часы с более точным ходом, с делением на минуты на циферблате и минутной стрелкой.

Когда около 1675 г. появились карманные часы с двумя футлярами, это означало дальнейшее увеличение доли труда золотых дел мастеров и «футлярщиков» в производстве часов. Этот второй наружный футляр, который обычно декорировался английской техникой «рипузэ» (repousse), т.е. выдавливанием чаще всего цветочных, а иногда и фигурных орнаментов, должен был охранять футляр часов вместе с его декоративным оформлением. Иногда и этот второй футляр выполнялся настолько совершенно, что изготовителю часов требовался еще следующий третий футляр из крашеной твердой кожи, который тоже декорировали по окружности золотыми или серебряными шпильками. Вместо обычной кожи иногда использовали для этого рыбью кожу. Очень ценилась для этого черепашья кожа, орнаментированная серебром, или же футляр непосредственно из акульей кожи или ее имитации.

В середине 20-х годов XVIII в. во многие футляры вкладывали еще пыленепроницаемые мешочки, которые защищали механизмы в футляре от загрязнения. Во второй половине этого же века футляры частично изменили, поскольку заводной четырехгранник переместили из циферблата на основание часов. Толщина часов уменьшилась, особенно часов, изготовлявшихся во Франции, Германии, Швейцарии; изменился также и способ крепления механизма в футляре. Первоначально механизм высвобождался из футляра около подвески (вблизи подвесной шейки). По новому способу механизм в футляре прочно закреплялся винтовыми скобами по окружности основания.

Введение плоских часов во второй половине XVIII в. постепенно привело в континентальных странах Европы к уменьшению интереса к часам с двумя и больше футлярами. Двойной и тройной футляры сохранили свою популярность лишь некоторое время в Англии, которая консервативно придерживалась первоначальной концепции с массивным механизмом, на котором местные часовщики осуществляли некоторые из своих новых технических открытий. Однако с конца 20-х годов прошлого века и в Англии прекратилось производство двойных и тройных футляров для часов, и постепенно там стали возникать часы с двумя или тремя крышками, которые в таком виде сохранились у наиболее высококачественных и дорогих часов до нашего века, когда они были заменены наручными часами. Однако ценность часов заключалась тогда прежде всего в том, насколько художественно их исполнение и из какого материала они изготовлены.

Помимо указанных методов украшения часов, к которым относят в последнее время и гильоширование, т.е. механическое шаблонное гравирование правильных волнистых, круглых или эллипсовидных линий, далее применение прозрачного лака горячей сушки и размещение алмазов в часах, мы находим у некоторых английских часов конца XVI в. крашеные футляры, обтянутые тонким прозрачным слоем роговидного вещества. Эти вещества должны были заменить эмалевые футляры с рисунком в глазури. Наконец, по мере уменьшения толщины карманных часов часовщики стали постепенно переходить на применение плоских тонких стекол.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение