Часы с сигнальным устройством

Наручные часы с сигнальным устройством показывают время и подают звуковой сигнал в заранее установленное время. Это своего рода наручные часы-будильник.

Часы с сигнальным устройством

Рис. 54. Кинематическая схема часов с автоматическим подзаводом пружины и календарем 2416 «Восток»: 1 — рычаг переводной, 2 — колесо заводное, 3 — собачка, 4 — барабан, 5 — колесо барабанное, 6 — центральное колесо, 7 — инерционный сектор, 8 — опора инерционного сектора, 9 — триб центральной секундной стрелки, Ю — реверсивная муфта, 11 — первое колесо подзавода, 12 — второе колесо подзавода, 23 — барабанное колесо, 14 — промежуточное колесо, 15 — секундное колесо, 16 — баланс, 17 — анкерная вилка, 18 — анкерное колесо, 19 — колесо календаря, 20 — кулачок со штифтом, 21, — пружина кулачка, 22 — колесо календаря с трибом, 23 — часовое колесо, 24 — диск календаря, 25 — колесо вексельное, 26 — фиксатор диска календаря, 27 — пружина фиксатора, 28 — переводное колесо, 29 — заводной рычаг, 30 — кулачковая муфта, 31 заводной триб, 32 — заводной вал

 

Рассмотрим конструкцию и принцип действия наручных часов «Полет» (модель 2612) с сигнальным устройством (рис. 55).Часы состоят из двух самостоятельных механизмов: часового и сигнального, которые расположены на одной платине.

Сигнальный механизм кинематически связан с часовым механизмом. Каждый из механизмов имеет свой самостоятельный двигатель — заводную пружину, размещенную в барабане. Пружина часового механизма заводится при вращении нижней заводной головки. Движение в часовом механизме передается аналогично тому, как в ранее рассмотренных часах с центральной секундной стрелкой: с барабана 4 на центральный триб 17 с колесом Ю, промежуточный триб 7 с колесом 6, секундный триб 8 с колесом 9, триб анкерного колеса 12, анкерное колесо 13, анкерную вилку 14 и баланс 15. На удлиненной части центрального триба 11 фрикционно посажен триб минутной стрелки 33, движение которого передается часовому колесу 32 через вексельное колесо 36 с трибом 34.

На часовом колесе 32 имеются три выступа, расположенные один относительно другого под разными углами и на различном расстоянии от центра. Эти выступы входят в окна сигнального колеса 35, которое находится над часовым колесом на специальном мосту с пружинящими лапками. Окна в сигнальном колесе расположены под теми же углами, на том же расстоянии от центра, что и выступы на часовом колесе.

Выступы на часовом колесе при вращении могут совпадать с окнами на сигнальном колесе только через один полный оборот часового колеса.

В момент совпадения выступов с окнами часовое колесо под действием стопорной пружины 20 перемещается вдоль триба минутной стрелки. При этом стопорная пружина освобождает штифт молоточка боя 19 и под действием заводной пружины барабан 16 сигнального механизма начинает вращаться.

Крутящий момент с барабана 16 передается через триб 21 колесу боя 17, затем на якорь 18 спускового регулятора, который совершает колебательные движения. На якоре укреплен молоточек боя 19 с инерционным грузом. При колебательном движении якоря молоточек ударяет о штифт, запрессованный в крышке часов, раздается звуковой сигнал.

Часы с сигнальным устройством

Рис. 55. Кинематическая схема наручных часов с сигнальным устройством:

1 — заводной триб, 2 — переводной рычаг, 3 — заводное колесо, 4 — барабан хода, 5 — барабанное колесо хода, 6 — промежуточное колесо, 7 — триб промежуточного колеса, 8 — триб секундного колеса, 9 — секундное колесо, 10 — центральное колесо, 11 — триб центрального колеса, 12 — триб анкерного колеса, 13 — анкерное колесо, 14 — анкерная вилка, 15 — баланс, 16 — барабан сигнала, 17 — колесо боя, 18 — якорь, 19 — молоток боя, 20 — стопорная пружина, 21 — триб колеса боя, 22 — нижнее барабанное колесо, 23 — стопорный рычаг, 24 — верхнее барабанное колесо, 25 — заводной триб сигнала, 26 — заводное колесо сигнала, 27 — качающийся мостик, 28 — колеса переключателя, 29 — минутная стрелка, 30 — переводное колесо сигнала, 31 — сигнальная стрелка, 32 — часовое колесо, 33 — триб минутной стрелки, 34 — триб вексельного колеса, 35 — сигнальное колесо, 36 — вексельное колесо, 37 — часовая стрелка, 38 — переводное колесо, 39 — секундная стрелка, 40 — заводной рычаг, 41 — кулачковая муфта

 

Механизм заводки пружины сигнала и перевода сигнальной стрелки представляет собой фигурный качающийся мостик 27, на котором расположены левое и правое колеса переключателя сигнала и среднее заводное колесо 26, которое прикрыто качающимся мостиком и находится в постоянном зацеплении как с заводным трибом 25, так и с колесами переключателя сигнала.

В положении «Заводка» правое колесо 28 переключателя находится в зацеплении с нижним барабанным колесом 22, насаженным на квадрат нижней цапфы вала барабана.

На квадрате верхней цапфы вала барабана насажено верхнее колесо барабана сигнала 24, взаимодействующее с собачкой, удерживающей пружину в заведенном состоянии (собачка на рисунке не показана).

В положении «Установка сигнальной стрелки», т. е. при оттянутой верхней заводной головке, качающийся мостик 27 поворачивается вокруг своей оси и его левое колесо 28 входит в зацепление с переводным колесом 30, находящимся в постоянном зацеплении с сигнальным колесом 35. При вращении заводной головки можно установить сигнальную стрелку 31 в нужное положение. Сигнальную стрелку можно вращать только против часовой стрелки. Чтобы прекратить подачу сигнала до окончания его действия, нужно оттянуть верхнюю заводную головку. При этом выступ качающегося мостика повернет расположенный под ним рычаг, который застопорит молоточек 19.

Для перевода стрелок часового механизма нижнюю заводную головку нужно поставить в положение «Перевод», т. е. оттянуть ее. При этом переводной рычаг 2 надавит своим нижним концом на заводной рычаг 40, который выведет кулачковую муфту 41 из зацепления с заводным трибом1. При вращении заводной головки будут вращаться кулачковая муфта 41, переводное колесо 38 и вексельное колесо 36 с трибом 34. Движение вексельного колеса 36 передается на триб минутной стрелки 33 и стрелку 29. Триб вексельного колеса 34 вращает часовое колесо 32 с часовой стрелкой 37. В часах с сигнальным устройством нельзя переводить часовую и минутную стрелки в сторону, обратную их движению, так как при этом выступы часового колеса западут в окна сигнального колеса и поведут его за собой, в результате чего колесо может сломаться.

Чтобы завести пружину часового механизма, нужно вращать нижнюю заводную головку. При этом будут вращаться заводной вал и кулачковая муфта 41, которая косыми зубьями соединится с заводным трибом 1. Триб передаст движение заводному колесу 3 и далее барабанному колесу 5, надетому на квадрат вала барабана.

Чтобы завести пружину сигнального механизма, нужно вращать верхнюю заводную головку. При этом вращение заводного вала через заводной триб 25 передается колесу 26 и далее через правое колесо 28 переключателя барабанному колесу 22 сигнального устройства.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение