Зуб анкерного колеса, падая на плоскость покоя палеты, притягивает вилку к ограничительному штифту. Если отвести вилку от ограничительного штифта так, чтобы зуб колеса оставался на плоскости покоя палеты, а затем отпустить ее, то вилка сразу же вернется к ограничительному штифту. Это явление называется притяжкой.
Притяжка необходима для того, чтобы обеспечить зазор между копьем и предохранительным роликом во время прохождения балансом дополнительной дуги. При отсутствии притяжки копье будет касаться предохранительного ролика, создавая дополнительное трение и ухудшая точность хода часов.
Притяжка вилки к ограничительным штифтам происходит следующим образом. Плоскости покоя палет расположены под определенным углом к направлению силы, с которой зуб анкерного колеса давит на палеты. Он обеспечивает моменты, поворачивающие вилку к ограничительным штифтам.
Для того чтобы определить угол притяжки, необходимо соединить центр качания анкерной вилки с точкой В на палете, в которую падает зуб анкерного колеса (рис. 113). Если из точки В восстановить перпендикуляр АВ к линии ОВ, то угол между перпендикуляром АВ и плоскостью покоя палеты ВС и будет так называемым углом притяжки.
Рис. 113. Определение угла притяжки
Рис. 114. Изменение угла притяжки:
а — на палете входа, б — на палете выхода
Угол притяжки должен быть больше угла трения (угол трения стали, из которой изготовлено колесо, по рубину, из которого сделана палета, равен 8°30).
Значение угла притяжки Б во время освобождения анкерной вилки меняется: на палете входа (рис. 114,а) угол притяжки Б увеличивается на угол Л, а на палете выхода (рис. 114, б) — уменьшается на то же значение А. Разность между углом притяжки в начале освобождения и углом в конце освобождения равна углу покоя А. Для часов «Полет» (модель 2409) угол притяжки равен на палете входа а на палете выхода