Для людей морских профессий, проводящих вдали от земли многие месяцы, корабль становится вторым домом. Поэтому все предметы корабельного быта, окружающие моряков, должны быть прочными, удобными, надежными и эстетически красивыми.
Собирая морские хронометры, коллекционеры получают истинное наслаждение, ведь эти точные и великолепные приборы – живая история развития цивилизации. Их изготовлением занимались лучшие часовщики мира. Однако, коллекционирование морских хронометров – задача непростая, требующая помимо фундаментальных знаний истории, подкованности в технических вопросах устройства этого механизма.
Морские хронометры были изобретены в эпоху Великих географических открытий. В 1510 году испанец Санто Крус предложил очень простой метод определения долготы в открытом море – метод перевозки часов. При этом «задача долгот» считалась неразрешимой, и ставилась в один ряд с такими мистическими загадками, как вечный двигатель и превращение металлов в золото. По словам Санто Круса, для кораблей необходимо было изготавливать часы, дающие точные показания, невзирая на такие специфические условия, как перепады температуры, давления и качка. В XVIII была первая попытка создания маятниковых часов Галилея и Гюйгенса специально для кораблей, но в условиях качки они оказались непригодными для использования.
Отсутствие приборов для определения точных координат в море не останавливало путешественников в их жажде открытий. Корабли один за другим отправлялись в море, и далеко не все возвращались потом на родную землю. Печальная статистика свидетельствует, что только в 1707 году в море погибло четыре английских корабля и около двух тысяч человек. Но гибель судов — не единственная причина, побудившая изобретателей ломать голову над созданием часовых механизмов для судов. На вновь открытую землю необходимо было возвращаться, чтобы обозначить там свое присутствие и закрепить открытие за собой, сделав своим владением. Часы для мореплавателей создавались и совершенствовались почти триста лет. Во время этих изысканий зародилась наука хронометрия и было изобретено множество других хронометрических приборов, и бытовых, и специальных.
Суть метода перевозки часов основывался на знаниях о том, что наша вращающаяся в космическом пространстве планета – это астронометрическая система единого времени и долготы. Каждому меридиану соответствует свое точное время по Солнцу. Уже тогда было известно, что разница во времени в один час соответствует разнице в 15 градусов долготы. Таким образом, если, выходя в море, настроить точные часы по местному времени пункта отплытия с определенной долготой, и взять их с собой, то, определив по Солнцу местное время пункта прибытия, можно вычислить координаты места нахождения. Ровно в полдень Солнце находится в высшей точке небосвода, а если часы на судне показывают, к примеру, 10 утра, это означает, что разница в долготе составляет 30 градусов. Система расчетов довольно проста. Но в XI-XII веках часовые механизмы были настолько несовершенны, что давали погрешность около часа, а для того, чтобы правильно определить долготу, необходим хронометр, допускающий погрешность не более десятых долей секунды в сутки. Поэтому в метод перевозки часов, как в способ определения долготы в те времена никто не верил.
Тем временем проблема становилась все острее, поскольку все больше людей отправлялись в долговременные океанические плавания. Правительства разных стран время от времени обещали крупные вознаграждения за изобретение механизма определения долготы, но дело все никак не сдвигалось с мертвой точки.
17 июня 1714 года в Англии зачитали билль об общественном поощрении и материальном вознаграждении в 20 тысяч фунтов изобретателю точного прибора для определения координат. Удача улыбнулась сыну плотника Джону Гаррисону. Первоначально он обучался плотницкому делу, но потом, разобравшись в себе, стал часовых дел мастером, изготовив в 22 года свои первые часы с деревянными деталями. Желая получить приз, Джон усердно трудился многие месяцы, а в 1726 году попросил у директора Гринвичской обсерватории материальную помощь для завершения работы. Там ему посоветовали обратиться к знаменитому в то время часовщику Георгу Грагаму, который и выделил Джону необходимые средства. Первые изготовленные часы были испытаны на борту шлюпки, в присутствии экспертов, которые остались довольны работой молодого мастера и посоветовали продолжать изыскания. В 1759 году Джон изготовил уже четвертые морские часы.
В 1761 году для испытания очередных часов Джона Гаррисона из Англии в Ямайку вышел корабль «Дептфорд». За все время плавания, которое составило 161 день, часы показали погрешность всего несколько секунд. Задача определения географической долготы в открытом море была разрешена. Джон получил вожделенную награду, а его изобретение теперь присутствовало на каждом корабле, выходящем в открытое море. Однако хронометр имел существенный недостаток – он был довольно сложным, а, следовательно, дорогостоящим в изготовлении, что не позволяло наладить серийное производство. Позже последователи Гаррисона – Пьер Леруа, Томас Мюндж, Фердинанд Берту, Джон Арнольд настолько усовершенствовали часовой механизм, что он дожил до наших дней почти без изменений.
В механизме морского хронометра каждая деталь должна быть совершенна. Основные узлы и детали механизма таковы:
— колебательная система баланс-спираль с обязательным устройством температурной компенсации;
— свободный хронометровый ход;
— пружинный двигатель со специальным механизмом, который снижает влияние крутящего момента на ход часов;
— стрелки, обозначающие часы, минуты и секунды.
Весь механизм помещается в водонепроницаемый латунный корпус, укрепляется в деревянном футляре и обязательно подвешивается, чтобы при качке циферблат всегда сохранял горизонтальное положение относительно земли.
Россия, как великая морская держава, не осталась в стороне от великих открытий и освоения новых торговых путей. Петр I снаряжал корабли в Индию, Китай, Японию и другие восточные страны. Это был первый русский царь, который считал поиски Северного морского пути делом исключительной государственной важности. После его смерти М.В. Ломоносов, не понаслышке зная о трудностях, подстерегающих мореплавателей в пути, пытался убедить правительство Екатерины II в необходимости продолжать дело, начатое Петром I. Он сам предложил ряд приборов и разработок для определения широты и долготы местности. В конце концов, Ломоносов добился у Екатерины II организации экспедиции на Камчатку под командованием капитана В.Я.Чичагова, снабдив экипаж подробными техническими инструкциями для офицеров и ценными практическими советами. Ряд приборов, которыми было оснащено судно, Ломоносов сконструировал сам. Работал ученый и над созданием морских хронометров. Его часовой механизм имел не одну, а целых четыре пружины, которые надлежало заводить поочередно, в разное время суток.
Последователь Ломоносова, русский умелец Ф.Карась, создал хронометр, в котором было уже восемь пружин. А мастер Академии наук России И.П.Кулибин изобрел особую конструкцию температурной компенсации механизма – неразрезной монометаллический баланс с биметаллическими пластинками. Это конструкция была хороша тем, что менее подвергалась вибрации, чем все предшествующие разработки.
Политика Петра I в части развития техники предполагала заботу не только о надежности, прочности и долговечности приборов и механизмов, но и об их внешней красоте. В те времена ремесленники считались такими же творцами, как и художники, а созданная Петром I Академия различных художеств объединяла под своей крышей не только мастеров различных искусств, но и ремесленников, включая часовщиков.
Хронометры российских мастеров регулярно представлялись на международных выставках, начиная с 1829 года. Они подвергались испытаниям на точность, прочность и надежность, а их создателей нередко представляли к различным наградам.
В начале XIX века в России хронометры стали использовать не только на море, но и на суше. Академиком В.К. Вишневским был разработан метод определения долготы определенных пунктов на местности по покрытию звезд Луной. Вишневский возил с собой два карманных хронометра и с их помощью определял долготу точек на той местности, где в данный момент находился. Два хронометра использовались для того, чтобы была возможность сличать их ход и уменьшить вероятность погрешности в расчетах.
Эта идея была использована Пулковской обсерваторией в определении собственной долготы относительно Гринвича в 1843 и 18444 годах. Было снаряжено две хронометрические экспедиции. Первая в своих исследованиях использовала 81 хронометр, вторая – 44. Всего на разработки было потрачено около двух лет.
Со временем необходимость оснащать хронометрами и морские, и сухопутные экспедиции обусловила в России налаживание производства часовых механизмов и организацию научной работы по их усовершенствованию. Многие исследователи работали именно в Пулковской обсерватории.
Кроме хронометров специального предназначения, на судах всегда присутствует множество часовых механизмов в каютах, на палубах и в других помещениях. Они точны и надежны, у них водонепроницаемый корпус, а грамотно продуманная система защищена от качки. Помимо этого, часы для моряков, как и любые другие предметы корабельного быта, очень элегантны, и способны украсить собой любое помещение.
Доска объявлений
Нажми, чтобы позвонить
-
- Главная
- История
- Новости
- Часовой словарь
- Часовые выставки
- Музей часов
- Часы «Павлин»
- Музей часов в Лондоне
- Музей часов в Вене
- Музей часов в Ангарске (Россия)
- Музей часов Patek Philippe
- Музей Московского Кремля — собрание часов
- Финский часовой музей
- Международный музей часового дела в Ла-Шо-де-Фоне
- Музей немецкого часового искусства в Гласхютте
- Музей часов в Клайпеде (Литва)
- Часовой музей Бейера в Швейцарии
- Музей Хогвартса — Часовые механизмы мира Гарри Поттера
- Музей истории ОАО Угличский часовой завод «Чайка»
- О часах
- Необычные часы
- Часы из Кабинета Его Императорского Величества
- Виды часов
- Часы из частных коллекций
- Морские хронометры
- Шедевры часового искусства
- 10 Мифов о часах
- Самые известные часы в мире
- Самые необычные часы
- Самые дорогие наручные часы в мире
- Самые дорогие часы, проданные с аукциона
- Креативные модели часов
- Самые интересные дизайнерские наручные часы
- Часы с замедлением времени
- «Всемирный Заговор Часовщиков»
- Часы востока
- Известные часовщики
- Джон Гаррисон (John Harrison)
- Томас Томпион (Thomas Tompion)
- Генри Мозеръ (Hy Moser)
- Жорж Фавр-Жако (Georges Favre-Jacot)
- Марк-Конрад Фази ( Marc-Conrad Fazy)
- Антоний Норберт Патек (Antoni Norbert Patek)
- Шарль Фелисьен Тиссо (Chs.-F. Tissot)
- Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)
- Бенджамин Вальями (Benjamin Vulliamy)
- Александр Бэйн (Alexander Bain)
- Луи Вильям Габю (Louis William Gabus)
- Жеан-Жак Бланпэн (Jehan-Jacques Blancpain)
- Фердинанд Адольф Ланге (Ferdinand Adolph Lange)
- Луи-Улисс Шопар (Louis-Ulysse Chopard)
- Жан-Марк Вашерон (J.-M.Vacheron)
- Ганс Вильсдорф (Hans Wilsdorf)
- Джорж Дукоммун (Georges Ducommun)
- Луи-Франсуа Картье (Louis-Francois Cartier)
- Абрахам-Луи Бреге (Abraham-Louis Bréguet)
-
- Советы часового мастера
- Советы по выбору часов
- Интрументы для ремонта и обслуживания часов
- Советы по ремонту часов
- Наручные часы без секундной стрелки
- Детали часового механизма
- Принципиальные схемы часовых механизмов
- Система индексации часов
- Классификация часов по назначению и их основные параметры
- Рекомендации часовому мастеру
- Перечень причин остановки часового механизма
- Влагозащитные корпуса
- Размагничивание часовых механизмов
- Противоударное устройство
- Камневые опоры
- Английский анкерный спуск
- Обработка часовых деталей на токарных станках
- Изготовление новых деталей
- Монтаж спирали, изготовление концевой кривой и регулировка часов
- Механизм завода и перевода стрелок
- Чистка и смазка часов
- Барабан и заводная пружина
- Зубчатая передача колеса и профиль зубьев
- Штифтовый спуск
- Анкерный спуск, его проверка и корректировка
- Рабочее место часового мастера и его основные инструменты
- Регулятор баланс — спираль
- Влияние атмосферного давления на период колебания маятника
- Влияние температуры на период колебания маятника
- Маятниковый регулятор
- Способы подвеса маятника
- Построение швейцарского анкерного хода
- Работа предохранительных устройств
- Угол притяжки
- Углы, проходимые балансом
- Углы, проходимые анкерной вилкой
- Углы, проходимые анкерным колесом
- Виды ходов
- Колесная система электронно-механических кварцевых часов
- Расчет передаточных чисел стрелочного механизма
- Определение чисел зубьев колесной системы и момента на анкерном колесе
- Виды зубчатых зацеплений
- Элементы зубчатых колес. Модуль зацепления.
- Понятие о работе зубчатого зацепления.
- Требования, предъявляемые к заводным пружинам.
- Пружинные двигатели из двух барабанов
- Расчет пружины в барабане
- Расчет пружинного двигателя
- Способы крепления заводных пружин
- Пружинный двигатель
- Гиревой двигатель.
- Маятниковые часы.
- Настенные и настольные часы
- Будильники
- Секундомер.
- Карманные часы
- Электрические наручные часы
- Специальные наручные часы
- Часы с секундомером
- Часы с сигнальным устройством
- Часы с автоматическим подзаводом пружины и календарем
- Часы с автоматическим подзаводом пружины
- Часы с календарным устройством
- Наручные часы с центральной секундной стрелкой
- Устройство и принцип работы кварцевых часов
- Швейцарские часы
- Наручные часы с боковой секундной стрелкой
- И все-таки оно лопнуло!
- Изготовление и замена стекла
- Влияние зазора между спиралью и штифтами градусника на период колебания баланса
- Действующая длина спирали
- Влияние крепления внешнего и внутреннего концов плоской спирали на период колебания баланса
- Спираль
- Неуравновешенность баланса
- Период колебания баланса
- Трение в регуляторе
- Часовые стекла
- Руководство по оценке часов
- Поиск и устранение неисправностей
- Об унификации механизмов Seiko и Orient
- Ремонт ETA Valjox 7750
- Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение
- Разборка наручных часов
- Водонепроницаемость
- Ремонт механизмов ETA и Orient
- Техническая документация механизмов «ETA»
- Техническая документация механизмов «RONDA»
- Ремонт «женских» механизмов ЕТА
- Дефекты кварцевых часов
- Устройство часовых механизмов
- Полезная информация по ремонту часов
- Советы часового мастера
-
- Игрушки вне времени
- Куплю-продам игрушки
- Галерея
- Елочные игрушки
- Игрушки, статуэтки из фарфора, камня и другого материала
- Деревянные игрушки
- Бумажные игрушки
- Куклы, «пупсики», кухонная утварь, коляски, скакалки и другие игрушки для девочек
- Мягкие игрушки
- Резиновые и пластмассовые игрушки
- Детский транспорт (велосипеды, самокаты, машинки, ролики, коньки, санки и т.д.)
- Машинки, автомобили, корабли, железные дороги, модели
- Игрушечные солдатики, пистолеты, автоматы, военные игрушки
- Конструкторы
- Головоломки, пазлы, мозаики, настольные, развивающие и развлекающие игрушки
- Канцелярия
- Значки
- Другие детские игрушки
- Игрушки вне времени
Облако меток
- Ремонт часов в Москве
- Часовой мастер в Москве
- Четвертной бой
- каминные часы
- коллекционер
- купить часы
- мелодия Вестминстерского аббатств
- мелодия настенных часов
- механизм
- музыкальная шкатулка
- настольные часы
- немецкие часы
- перевод сайта
- перегородчатая эмаль
- ремонт часов
- ремонт часов в Алматы
- солнечные часы
- старинные часы
- часовой мастер
- часы-кулон
- часы своими руками
- эмаль
- эмальерные часы
Карта
Счетчик-карта