Иван Петрович Кулибин

Иван Петрович Кулибин [10(21).4.1735 — 30.7(11.8).1818], русский механик-самоучка. Родился в Нижним Новгороде, в семье мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-1767 годах создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат.

Часы яичной фигуры

В конце каждого часа внутрь корпуса открываются маленькие створчатые двери. Они отворяют чертог из злата, а представление разыгрывается автоматически. Внутренняя часть яйца напоминает зал, в котором напротив дверей находится в подобии «гроба Господня» гроб с закрытой маленькой дверцей, приваленной камнем. У «гроба Господня» стоят воины с копьями. Через полминуты после открытия чертога вдруг является ангел, а от этого явления камень отваливается и дверь в гроб разрушается. Воины, наблюдавшие за происходящим, в огромном испуге падают ниц. Еще через полминуты приходят к ангелу две женщины в подобии мироносиц, а с их явлением куранты играют три раза мелодию молитвы «Христос Воскрес». После того как все стихло двери закрываются для того, чтобы через час снова повторилось все действо. В полдень, один раз в сутки, часы исполняют мелодию написанную Иваном Петровичем Кулибиным специально в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. После этого, вторую половину суток, каждый час, часы исполняют третью мелодию «Воскрес Иисус от гроба». Театр-автомат включается в любой момент с помощью специального механизма и можно прослушать любую из трех встроенных мелодий.

Часы Кулибин

Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.

Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал сам, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство краснодеревщика. А работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика. Граверное мастерство помогло Кулибину выполнить украшения и мелкие детали, а ремесло позолотчика расставить последние акценты в техническом исполнении работы. Также, механиком-самоучкой, был задействован талант композиторский для написания музыки.

В марте 1769 года часы были закончены, и сразу же Кульбин преподнёс их Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал также новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов.

В 1853 году в журнале «Московитянин» появилась заметка, подписанная неким Обнинским. Тот просил прислать комиссию для освидетельствования кулибинских часов, находящихся в его доме. «Стенные астрономические часы, — писалось в газете, — большого формата, недельные. В середине циферблата золотой двуглавый орёл, под ним вензель Государыни Екатерины II. Кругом на серебряной доске надпись «Преименито Имя Ея во веки». Сверху Луна с голубиное яйцо; в циферблате золотое Солнце показывает ход обеих планет, 12 месячных знаков, затмения Солнца и Луны. Чёрный и белый круг показывает, сколько часов сегодня дня и ночи, стрелка показывает високосные годы, течение и перемены разных планет, числа дней, название месяцев и сколько в котором дней. На дверцах футляра круг географический. На минутной стрелке устроены удивительно мелкие часы в гривенник, которые, не имея никакого сообщения с общим механизмом часов, показывают время очень верно. Ещё несколько штук, которые определить может астроном».

Далее сообщалось, что эти часы купил у Кулибина граф Бутурлин, за 18 тысяч рублей. Когда, перед нашествием французов, граф уехал в Воронежскую вотчину, его смотритель спрятал дорогие часы: завернул и опустил в домашний пруд. Весной часы достали и вычистили. Обнинский, правда, не написал, как часы попали к нему от Бутурлина. Но описание астрономических часов выглядит вполне правдоподобно. Дальнейшая судьба этих часов неизвестна. Фантастично выглядели и еще одни часы Кулибина, миниатюрные, устроенные непосредственно в стрелке.

Весьма остроумное изобретение: прозрачный циферблат, по которому медленно ползёт одинокая часовая стрелка. В ней и таился секрет часов. В её удлинённой части, смотревшейся как противовес, находился крошечный механизм с пружинным двигателем, медленно вращавшийся небольшим грузиком. Вместе с изменением его положения изменялось и положение центра тяжести стрелки, и она еле заметно двигалась по циферблату.

В собрании Политехнического музея находятся настенные часы, типа больших ходиков, с латунным циферблатом и надписью по латыни «Jwan Kulibin Nijni Novgorod». Музей приобрёл эти часы в 1952 году у механика Шишканова, утверждавшего, что они попали к нему от одного священника из города Киржач. Часы показали экспертам. Для столь знаменитого изобретателя часы выглядели простовато.

Во времена Кулибина даже часы обычных механиков были либо с музыкальным устройством, либо с кукушкой, либо со сложной календарной системой. А здесь — заурядные ходики с боем, с простым латунным маятником и двумя гирями. Повторное исследование часов в 1980-е годы показало, что механизм этих часов — шварцвальдский (Германия), на нём обнаружено клеймо «ID». В мастерской Кулибина был изготовлен только циферблат. Еще одним изобретением мастера является компенсационный баланс оригинальной конструкции созданный им для морского хронометра.

В 1799 году Кулибин писал, что его компенсационный баланс отличается от баланса Джона Арнольда, тем, что он неразрезной, монометаллический, обтекаемой формы, с двумя биметаллическими пластинками, на конце которых имеются медные грузики. При повышении температуры пластинки с грузиками изгибаются внутрь и уменьшают момент инерции баланса. Баланс Кулибина превосходил по своим параметрам баланс Арнольда.

Проект деревянного моста через р. Неву, составленный И. П. Кулибиным в 1776 г.В 70-х годах 18 века спроектировал деревянный одноарочный мост через реку Неву с длиной пролёта 298 м. (вместо применявшихся ранее 50-60-м. пролётов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрёстной решёткой. И. П. Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием в его время постоянных мостов через р. Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 г. проект арочного однопролётного моста через Неву. Длина арки — 298 метров. Арка была спроектирована из 12 908 деревянных элементов, скреплённых 49 650 железными болтами и 5 500 железными четырёхугольными обоймами. В 1776 году построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую оценку Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 года Кулибин работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.

В 1779 году сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях — для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. Кулибиным была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию «механических ног» — протезов (этот проект после войны 1812 года был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 году построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).

В 1801 году Иван Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 году построил «водоход», работу над которым он начал ещё в 1782 году. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Автор многих других проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.).

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 г. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё занимать деньги.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение