Женевское клеймо было введено в 19 веке по инициативе производителей часов, терпевших убытки из-за наплыва контрафактных товаров, и в настоящее время этот знак признается элементом подлинно часовой философии и символизирует совершенство в часовом деле. Официальный статус Женевское клеймо получило в 1886 году, и оно, вероятно, является одним из старейших профессиональных отличительных знаков в промышленности в целом, и считается свидетельством о происхождении часов и, в особенности, гарантией их превосходного качества. Поскольку оно так высоко ценится в мире высокого часового искусства, не каждому дано войти в избранный круг часовых мануфактур, сумевших завладеть этим знаком.
Существует двенадцать установленных критериев, которые естественным образом изменяются с течением времени вслед за переменами в часовой промышленности, и механизм получает Женевское клеймо лишь в случае, если он удовлетворяет им всем.
Более того, оно присуждается только механизмам, собранным и отрегулированным в кантоне Женева, и лишь в том случае, если главный офис часовой Мануфактуры располагается в Женеве. Компании, которые могут разместить Женевское клеймо на своих престижных моделях, можно пересчитать по пальцам одной руки, и они образуют некий эксклюзивный клуб.
Помимо предписанных законом технических и эстетических требований, Женевское клеймо несет в себе часовую философию, в которой нет места скидкам на качество как механизма в целом, так и его отдельных частей. Эта философия основана на определенном образе мышления, управляющем созданием механизмов уже на этапе проектирования, ведь им суждено пройти несколько ручных операций, выполняемых в соответствии с лучшими традициями профессионалов, основавших Женевское клеймо более столетия назад
Несмотря на нежелание сдерживать прогресс в часовом деле, Женевское клеймо продолжает позиционировать подлинное мастерство как основу своих принципов, хотя критерии этого мастерства периодически меняются вслед за изменениями в часовой индустрии. Таким образом, ручная работа и впредь будет занимать центральное место в деятельности Мануфактур, которые рассматривают Женевское клеймо как высшую награду в часовом искусстве.
В реальности, Комиссия по присуждению Женевского клейма – полностью независимая, что повышает объективность подобной сертификации – состоит из семи членов, назначаемых правлением кантоны на четыре года. Для того чтобы пройти сертификацию, каждая из 100, а иногда и более 800 деталей механизма (в зависимости от модели) должна сначала получить одобрение Комиссии. После того, как все детали прошли аккредитацию, механизм можно собирать и регулировать для заключительных испытаний. По их завершению присуждается право наносить Женевское клеймо на платины всех часов соответствующей серии.
Двенадцать технических критериев (выдержка из Официальных правил присвоения Женевского клейма)
К рассмотрению принимаются только механические часы, собранные и отрегулированные на территории кантоны Женева в Швейцарии. К тому же, каждому механизму должен быть присвоен индивидуальный серийный номер.
- Качество всех деталей и составных частей калибра, в том числе и дополнительных механизмов, должно соответствовать требованиям Бюро добровольного инспектирования женевских часов. Стальные детали должны иметь полированные углы со снятыми фасками, все видимые поверхности должны быть сатинированы и отполированы, головки винтов должны быть отполированы или отшлифованы (по окружности и в гнездах крепления).
- Все механизмы должны иметь колесную передачу и спуск с полированными рубинами и отверстиями для их крепления. Поверхность камней со стороны моста должна иметь полузеркальную полировку, отверстия для их крепления должны быть отполированы. Опора центрального колеса может не иметь камня на основной платине.
- Спираль баланса должна фиксироваться креплением со скругленной шляпкой и шейкой. Допускается использование подвижных креплений.
- Градусники, точно подогнанные или с разрезом, должны иметь систему надежного крепежа, однако это требование не распространяется на часы с ультратонкими механизмами.
- Допускается использование регуляторов точности хода, балансное колесо которых имеет переменный радиус вращения, при условии, что они соответствуют требованиям, изложенным в пункте 3, параграф 1.
- Зубчатые колеса должны иметь фаски сверху и снизу, а также полированные поверхности. Для колес, толщина которых не превышает 0,15 мм, допускается только одна фаска со стороны моста.
- Штифты и лицевая сторона трибов должны быть отполированы.
- Спусковое колесо должно быть легким: его толщина не может превышать 0,16 мм в больших часах и 0,13 мм в часах диаметром менее 18 мм, а его опорные поверхности должны быть отполированы.
- Угол движения анкера должен быть ограничен двумя закрепленными опорами, но не с помощью штифтов или винтов.
- Механизмы, снабженные противоударными демпферами, допускаются к аттестации.
- Отделка храпового колеса и колеса заводной головки должна быть выполнена по одному из официально принятых шаблонов.
- Запрещается использование проволочных пружин.
Это интересно:
1. Каталог клейм производителей настенных и напольных часов
2. Серийные номера часов ПАВЕЛЪ БУРЕ