Часы с жакемарами

Наручные часы с жакемарами сегодня выпускаются не очень часто. Однако многие часовые мануфактуры продолжают радовать коллекционеров этими сложными, но, безусловно, красивыми механизмами. По сути, жакемары неотделимы от функции репетира, так как имитируют отбивание времени. Они представляют собой движущиеся фигурки людей или животных, расположенные на циферблате часов. Сегодня наручные часы с жакемарами наиболее часто встречаются среди произведений марки Ulysse Nardin из серии Jagemart.

По собственному образу и подобию
На рубеже XIX и XX веков жакемарами называли музыкальные механические автоматы. По сути, это были механические куклы, имитирующие различные движения людей. Подобные машины разрабатывал еще Леонардо да Винчи по заказу короля Франциска I. Мастер создавал чертежи различных механических животных. Наиболее известны механические куклы да Винчи «Лев с грудью, полной лилий» и «Птица комедии». Позднее подобные творения стали называть автоматонами.
Однако прежде чем украсить собой наручные часы, жакемары выполняли множество других функций. Один из самых известных автоматонов под названием «Рисовальщик» — уникальная механическая кукла, созданная фирмой Пьера Жаке Дроза, деятельность которой началась еще в 1774-м году. Удивительная искусность мастеров позволяла этому прообразу подвижных фигурок на циферблате, украшающих наручные часы, делать по четыре рисунка подряд.
Автоматон — чрезвычайно сложная в исполнении, а потому весьма дорогая игрушка. Позволить себе такую роскошь могли лишь представители общественной элиты или монархи, частенько выступавшие в качестве спонсоров таких проектов, а над созданием этих механизмов трудились лучшие мастера. Работа над одним автоматоном могла продолжаться в течение целого года. Доведя устройство механического человека до совершенства, мастера демонстрировали его необыкновенные способности королям и их ближайшему окружению. И если для последних автоматоны были не более чем дорогостоящим и необычным развлечением, то создатели таких кукол преследовали иные цели. Изобретателей прельщала перспектива создания искусственного человека, оживленного не с помощью магии или божественного вмешательства, а исключительно силой человеческого разума и достижений механики. Свою выгоду от использования автоматонов нашли и военные — только представьте себе, какое это искушение, когда у вас появляется возможность обзавестись послушной и выносливой механической армией. Солдатам-жакемарам не нужно есть и тепло одеваться, они не обсуждают приказов и не знают страха.
А вот служители церкви этих восторгов не разделяли. Еще бы — где это видано, чтобы какой-то механик посягал на роль Бога! Однако несмотря на горячие протесты священников, мастера продолжали создавать различные автоматоны. Механические куклы могли улыбаться, подмигивать, рисовать, вышивать и, что гораздо больше напоминает о жакемарах, украшающих современные наручные часы, танцевать или играть, скажем, на пианино.

Однако в наручные часы жакемары попали не сразу. Сначала их использовали в более масштабных конструкциях.
Жакемара собственной персоной можно увидеть во французском городке под названием Дижон. Это бронзовый господин средних лет, который носит широкополую шляпу и постоянно курит трубку. Жакемар вместе с бронзовой же супругой — типичной крестьянкой из окрестностей Дижона — проживает в башне с часами, сконструированными мастером Генрихом де Виком. Это почтенное семейство известно во всем мире. Жакемары выполняют пусть незатейливую, но важную работу: один раз в час, вооружившись специальными молоточками, они ударяют в большой гулкий колокол. Такой вот оригинальный получился репетир. Позднее чета обзавелась младенцем, который стал продолжателем династии. Ему поручено отбивать четверти часа.
Вообще, Жакемар — это фамилия мастера, создавшего знаменитую бронзовую чету. Но задумка была что надо, недаром изобретение не только прижилось, но и стало копироваться другими мастерами. В результате имя Жакемара стало нарицательным, а часы с колоколами, или куранты, по всему миру обзаводятся «родней» бронзового семейства из Дижона. Устройство подобных механизмов напоминает конструкцию музыкальных ящиков или привычный всем нам рояль. Часовой механизм в нужный момент поднимает и опускает специальные молоточки. Они, в свою очередь, падают на колокол, заставляя его звучать. Обычно для курантов подбирали колокола с разными тональностями, чтобы репетир издавал не просто бой, а какие-нибудь мелодии. Сейчас это могут делать и миниатюрные наручные часы, но для того времени технология была весьма непростой.
Был период, когда такие архитектурные изыски стали чрезвычайно модными. Особенное пристрастие к курантам питали жители Голландии, откуда с легкой руки Петра I они попали и в Россию. В период правления этого монарха куранты появились на множестве церквей, причем их, как правило,  выписывали из-за границы, и стоило такое удовольствие недешево. В то время и речи не шло о возможности поместить столь громоздкий и сложный механизм в наручные часы, ведь в России не было своих мастеров, способных создать куранты или хотя бы управлять ими, ведь раньше это делалось исключительно вручную. Специально для этого из-за границы выписывались так называемые «колокольные игральные музыканты». В старинных документах сохранилась, например, такая запись: «В 1724 г. апреля 23 дня в канцелярии от строений учинен контракт с иноземным игральным музыкантом Иоганом Крестом Ферстером быть в службе Его Императорского Величества на три года в Санкт-Петербургской крепости у играния в колокола на шпице Петропавловском». Какие уж тут автоматоны, если даже живого человека обучить было некому!
Прежде чем получить наручные часы с жакемарами, мастера для начала попробовали уместить их в механизм часов интерьерных. Именно такие создавали немецкие часовщики в XVII веке, желая удивить или позабавить искушенных ценителей прекрасного. Особенно популярны в тот период были часы-автоматоны животных, всадников и даже механической Мадонны с младенцем. Еще одна занятная модель того времени — интерьерные часы «Планетарий». Они состоят из двух механизмов сразу, причем один отвечает за индикацию времени, а другой показывает взаимное расположение планет Солнечной системы и самого небесного светила. Это тоже своего рода автоматон, причем сделан он с соблюдением всех астрономических законов. Как и положено, Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней, а модели Сатурна на это требуется 29,5 лет, как и его прототипу. Однако жакемары, впервые украсившие наручные часы, были все-таки изготовлены по образу людей.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение