Если вы хотите проконсультироваться с нашим мастером, присылайте Ваши вопросы по адресу: master@old-clock.kz
Выбираем старые часы с помощью лупы
Автор: Андрей Бабанин
Журнал: «Который час?» №7 — 2003
Лупа.При выборе старых часов надо быть осторожнее, чем даже при покупке подержанного авто. Кто знает, как к ним относился прежний владелец, сколько ремонтов они перенесли, и, наконец, какому «умельцу» досталась счастливая возможность поковыряться в их внутренностях?
Многим коллекционерам часов — по 40-50 лет, глаза, как говорится, «уже не те», и они могут не разглядеть дефект, который впоследствии станет причиной разного рода неприятностей. Выявить дефекты, которые невозможно разглядеть невооружённым глазом, поможет простой и древний инструмент — лупа. Подходит любая лупа: и традиционная, с ручкой (как у знаменитого Шерлока Холмса), и прямоугольная, и даже простое увеличительное стекло. Можно, разумеется, использовать и часовые лупы 2,5Х, 10Х, но гнаться за кратностью не надо: лупы свыше 20Х весьма непрактичны. Удобны лупы, которые крепятся на голове: руки остаются свободными. Интересны бинокулярные очки, в которых «работают» оба глаза и не надо прищуриваться.
Циферблат. Итак, смотрим на часы. Первое, на что стоит обратить внимание, — это циферблат. Практически любые часы можно немного обновить: обработать корпус механической или химической полировкой, сделать матовым или нанести гальваническое покрытие; можно, изготовив необходимые детали, восстановить механизм или подобрать сходный. С циферблатом всё несколько сложнее: он очень тяжело поддается восстановлению. Воссоздать все надписи, лакокрасочное или эмалевое покрытие, изготовить недостающие деления или метки могут лишь истинные профессионалы. К сожалению, их услуги стоят весьма дорого.
Если, осматривая с помощью лупы циферблат (особенно вдоль кромки), вы обнаружили мелкие блестящие частички, это означает, что его покрытие начало терять свои свойства. Масляные пятнышки на краях отверстия под стрелки означают, что покрытие циферблата, возможно, облупится — масло уже попало на краску и через пару лет непременно «поднимет» её. Тонкая вязь трещин — свидетельство того, что часы, скорее всего, носили при ярком солнечном свете. С лупой также проще заметить, смещение циферблата от центра или плохое закрепление какой-либо риски.
Стекло. Не мешает обратить внимание на стекло. Если оно пластиковое, то в первую очередь надо тщательно осмотреть места его прилегания к корпусу. Следы подгонки или неровность установки означают, что стекло меняли. Причиной этого порой бывает свойство пластиковых стёкол со временем желтеть и покрываться паутинкой трещин.
При выборе модели с минеральным стеклом надо помнить, что существуют как минимум три способа его крепления: во фторопластовой обойме, на клею, а также путем прижатия стекла к корпусу рантом — в этом случае используется резиновая прокладка.
Если на внутреннем кольце под циферблатом видны мелкие отметинки, а на корпусе есть царапины, не имеющие продолжения на стекле (и при этом клей, который держит его, шероховат), то стекло, скорее всего, было заменено. Если прежнее было разбито вдребезги, но механизм после этого не перебирался или не был заменён, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Стеклянная пыль — один из наиболее нежелательных компонентов в часах — может вывести из строя механизм в течение одного года.
В настоящее время с обратной стороны стекла, по краям, частенько наносят золотистое или серебристое напыление. В таких моделях определить, оригинальное установлено стекло или нет, проще всего.
Корпус. Износ покрытия может быть незаметен глазу, но легко выявляем с помощью лупы. Химическая полировка может очистить корпус, а также уберечь его от потускнения на пару недель, однако она не скроет изношенность покрытия до латуни на уголках корпуса. Эти латунные участки обязательно вскоре поблекнут и потемнеют..
С помощью лупы также легко выявить заменённый рант, подклеенные риски, следы грязи на календарных кольцах или следы окисления на стрелках..
Заводная головка.Если головка закручиваемая, то можно проверить состояние резьбы, а если простая, стоит осмотреть футор — вклеенную в корпус трубочку. Видимая на нём проточка от головки может свидетельствовать о проблемах с водонепроницаемостью, так как резиновый сальник уже не может обеспечить должный контакт с футором.
Задняя крышка. На завинчивающейся крышке ищем следы «взлома» — срывы, вмятины, царапины. Если на первый взгляд всё в порядке, нужно с лупой проверить, нет ли здесь следов работы взломщика-профессионала — мельчайших царапин, расположенных в двух оппозитных шлицах. Если крышка захлопывается, следует искать «метки», оставленные инструментом в районе специальной прорези. В крышках, прикрученных винтами, достойно внимания состояние отверстий под винты, а также их шляпок.
Любые следы деформации, царапины говорят о том, что часы вскрывали. Но этому не стоит придавать особенного значения, ибо предпочтительней покупать старые часы, которые подвергались периодической профилактике. Впрочем, глубокие царапины на крышке, конечно, должны насторожить покупателя — в механизме копался «чайник».
Если продавец позволит, необходимо открыть заднюю крышку и осмотреть её изнутри. Достаточно часто часовщики оставляют пометки о проведённых ими чистках и ремонтах с указанием года. Тогда лупа вам поможет проследить историю данного экземпляра.
Механизм. Переходим к самому сокровенному — механизму. Смотрим на целостность камней, заводного колеса, проверяем, нет ли следов ржавчины на стальных деталях, окислов на мостах. Определяем состояние винтов. Если они сильно изношены, или на них, на платине и мостах множество царапин, то часы, видимо, часто подвергались ремонту. Если механизм с виду не поцарапан, но в нём много грязи (последняя профилактика была ещё при царе Горохе), то есть риск купить часы с сильно изношенными деталями. В таких случаях лучше попросить профессионала оценить состояние механизма, чтобы не совершить неудачную покупку.
Небольшие проблемы могут иметь большие последствия. Случается, что продавец предлагает часы по очень привлекательной цене, надеясь, что покупатель не заметит дефектов. Вид доставаемой лупы, скорее всего, удивит и заинтересует продавца, и возможно, он сам отговорит вас от покупки.
Удачных вам приобретений!
Слушаем часы
Автор: Андрей Бабанин
Журнал: «Который час?» № 8-9 — 2003
Одним из наиболее полезных приспособлений при выборе раритетных часов является лупа. Она убережет вас от неудачной покупки, а если решение о приобретении всё-таки будет принято, — поможет обнаружить дефекты, которые можно будет быстро устранить. Однако в этом случае будет весьма полезно другое устройство — стетоскоп.
Самый недорогой пластиковый стетоскоп окажет незаменимую услугу, особенно когда необходимо проверить состояние часов в массивном стальном корпусе, например, дайверских. Часто это единственная возможность услышать работу анкерного спуска, так как корпус часов весьма эффективно ослабляет звук работы механизма. Самым распространённым на сегодняшний день остаётся стетоскоп с плоской пластиковой диафрагмой — он недорог и очень прост в использовании.
С помощью стетоскопа намного проще послушать тиканье часов. Проверьте часы в нескольких различных положениях, чтобы определить, в каком состоянии находится механизм. В часах с ручным заводом крутаните головку на 5-6 оборотов, одновременно слушая работу заводного механизма. Затем качните часы, чтобы они «пошли», если они не затикали сами. Послушайте работу механизма при слабом заводе. В часах с сильно изношенной заводной пружиной энергии привода может оказаться маловато для обеспечения размеренного чёткого хода.
Для уточнения «диагноза» прижмите стетоскоп к корпусу часов и полностью заведите пружину. Если ход всё-таки действительно стал чистым и равномерным, то, возможно, механизм или где-то «тормозится» при слабом заводе (обычно из-за накопившейся грязи или высохшей смазки) или, что гораздо хуже, сильно изношена пружина, которая не может обеспечить точного хода часов на протяжении суток. В некоторых случаях усилие пружины на колёсную систему настолько велико, что образуется выработка в камневых опорах, а также износ цапф осей и зубьев колёс.
Замена пружины — достаточно серьёзный ремонт, но если она есть в наличии — не самый сложный и, следовательно, не слишком дорогой. Действительно, большую часть пружин можно подобрать, исключая специальные, с большим запасом хода (56-72 часа). Я рекомендую ещё до покупки обязательно выяснить, есть ли возможность замены изношенной пружины и какова стоимость подобной работы.
Замена колёсной передачи — более сложная процедура. Если в механизме наблюдается износ её зубьев, то, скорее всего, эта проблема встретится и в других, аналогичных моделях. Колёсную передачу значительно труднее найти, ибо этот тип ремонта не столь распространён. Замена же камней производится довольно часто, если это касается опор баланса, но в остальном механизме встречается гораздо реже. Стоимость такого ремонта может превысить стоимость часов, так что порой он не имеет смысла, если речь, конечно, не идёт о замене всего механизма в сборе.
Есть ещё кое-что, что стоит послушать при оценке часов. Например, громкий стук может свидетельствовать о чрезмерной силе удара палет вилки по анкерному колесу. Обычно это возникает из-за того, что или баланс отклоняется на больший, чем следует, угол, или палеты вилки слишком длинные, а возможно, плохо или неправильно закреплены. Прослушайте данный экземпляр в шести позициях (циферблатом вверх, вниз, головкой вверх, вниз, влево и вправо), причём желательно, чтобы часы были не в руке, которая гасит звук и, следовательно, мешает выявить проблему, а на некоторой ровной поверхности.
Избегайте также покупки часов с «галопирующим» звуком. Он указывает на то, что баланс совершает неравные колебания на оси. Волосок такого баланса может иметь небольшой дефект — сбита так называемая «выкачка», а может быть неисправность и посерьёзней — волосок деформирован или произошёл перехлёст витков.
Внимательно слушаем часы, переводя стрелки с помощью заводной головки. Скрежет при установке времени, даты, заводе часов является недобрым признаком. В лучшем случае, это указывает на недостаток смазки в механизме.
Просто переворачивая часы в руке с прижатым к ним стетоскопом, вы можете выявить, насколько хорошо механизм закреплён в корпусе, а в часах с автоподзаводом определите, изношен ли подшипник ротора. Иногда такие дефекты легко устранить, иногда нет. Если вы вдруг услышали такие звуки, то лучше посоветоваться с часовым мастером.
Неплохо бы до похода за раритетом потренироваться на нескольких хороших часах, «навострить ухо» на нормальный звук. Если вы посещаете часовые выставки, можете там послушать дорогие часы, которые, в общем-то, и надо называть эталонными. Тогда вам будет проще понять, как исправные часы должны тикать, заводиться, и каких именно звуков при их работе быть не должно.
Напоследок: если в часах есть функция останова секунд, желательно послушать моменты останова и рестарта механизма. Достаточно распространены постукивания, возникающие, когда баланс рассеивает энергию при ударах о хвостовик вилки. Если вы услышали скрежет, значит, устройство останова не в полной мере тормозит обод баланса.
При рестарте механизма разгон баланса до «нормального тиканья» может быть вялым, а бывает, часы сами не запускаются, если их не тряхнуть, ибо баланс остановился в «мертвой» точке. Это может свидетельствовать о том, что механизм нуждается в серьёзной чистке, или он настолько изношен, что не может высвободить накопленную энергию разом, поэтому последняя отдаётся постепенно, по мере преодоления сопротивления изношенных поверхностей.
Регулярная чистка является частью обслуживания часов, а вот восстановление изношенного механизма может оказаться весьма непрактичной затеей. В большей мере это относится к хронографам: пока проблема не устранена, часы будут безбожно «врать», а разница в точности хода хронографа с задействованной функцией останова и без таковой окажется довольно существенной.
Качественное увеличительное стекло (лупа 10Х или бинокулярные очки), а также недорогой стетоскоп с плоской диафрагмой окажутся полезны тем, кто периодически покупает часы в магазине, интересуется часовым делом, а также иногда покупает старинные часы на «блошиных рынках» или часовых выставках. Они сберегут ваше время, избавят вас от лишних хлопот, так как позволят не открывать каждые часы, которые вам приглянулись, а сразу отложить в сторону особенно плохие.
Затраты на приобретение лупы и стетоскопа будут вполне оправданы, если подсчитать, какую сумму вы сможете сберечь, избежав неудачной покупки. Даже если вы доверяете продавцу, а на часы есть гарантия, всё же существуют такого рода неисправности, которые сложно устранить при отсутствии соответствующих деталей, и, возможно, вам придётся месяцами ожидать поступления в сервис-центр какого-то рычажка или винтика.
Со временем вы сможете развить умение оценивать часы, полагаясь на собственные ощущения. Это, в свою очередь, поможет вам определить разницу между «просто хорошими часами» и теми, которые можно по праву считать стандартом качества. Удачи вам в выборе старинных часов!