Основатель музея — Павел Васильевич Курдюков — уроженец села Сретенье Вятской губернии, где у него была собственная часовая мастерская. В 1958 П.В. Курдюков переехал в Ангарск, где работал на промышленном предприятии и начал коллекционировать часы. В 1967 передал свою коллекцию (около 700 экспонатов) городу. В 1968 коллекцию поместили в Ангарском краеведческом музее. К тому времени Курдюков вышел на пенсию и устроился смотрителем в музей, продолжая пополнять свою коллекцию. В 1993 состоялось открытие новой экспозиции в специально реконструированном для этой коллекции здании.
Помещение музея делят на десять залов по правилу «У каждого времени свои часы». Но прежде чем познакомиться с уникальной коллекцией, посетители заходят в зал памяти, посвященный П.В. Курдюкову. В новых залах музея появились и новые экспонаты. Специально для зала простейших часов были сделаны макеты солнечных и водяных часов. В зале башенных часов сделана имитация каменной кладки. Выделяется большой макет циферблата башенных часов, а на слайдах показаны Пражские и Кремлевские куранты.
В зале часов XVIII века находится 15 часов: каминные часы чешских мастеров Хольмейера, Вильфарта, Зауэра; английских мастеров Нортона и Твейца, напольные часы Дентона и Дадса. Особую ценность представляют часы «религиэзы» (Франция, Париж, часовой мастер Варейн). Корпус этих часов выполнен в технике «буль» с богатой бронзовой аппликацией, кариатидами, вазами, цветами, фигурками животных, солнечными ликами. Циферблат — с накладными эмалевыми картушами. Зал часов XVIII века завершает экспозицию первого этажа музея.
Экспозиция второго этажа открывается залом, в котором представлена коллекция французских каминных часов. Необычны салонные часы «Афина Паллада». Особый интерес вызывают часы «Сен-Бернар», выполненные из золоченой и патинированной бронзы в мастерской знаменитого парижского бронзовщика Ленуара Раврио. В музейной экспозиции довольно разнообразно представлена коллекция каминных и настольных часов французской фирмы «Братья Жапи», которые блестяще интерпретируют формы и декор своих предшественников, оформлены в стиле неорококо, необарокко, неоклассицизм. Строгие классические корпуса фирмы «Марти и Ко» выполнены из чёрного и белого мрамора. В следующем зале находятся часы массового производства конца XIX — начала XX века немецких и французских фирм: часы-паровоз, часы-паровой двигатель, часы-маятник, часы-копилка, часы с годовым заводом, музыкальные — коллекция очень разнообразная и интересная. Часть экспозиции посвящена часам Германии, знаменитой фирме «Юнгганс», шварцвальдскому часовому делу. Здесь привлекает внимание яркая коллекция часов в фарфоровых и фаянсовых корпусах. В зале часов Японии конца XIX — начала XX века экспонаты отличаются особым своеобразием и изяществом.
Графический рисунок интерьера в русском зале необычно контрастирует с белым и красным цветом оформления. Здесь звучит музыкальная шкатулка, кукует деревянная кукушечка, удивляет каждого посетителя «русская диковинка» — деревянные бронниковские часы. Поражает разнообразие форм и декора часов карманных. Интересна и коллекция часов специального назначения: часы танковые, авиационные, автомобильные, шахматные, из часовой мины и другие. Но гордостью этого собрания являются, часы «космические» — дар музею космонавта Георгия Гречко.
Завершает экспозицию яркая выставка современных часов — продукция российских часовых заводов.
Экспонаты музея:
- Коллекция старинных часов стран Западной Европы XVIII века — 15 ед.
- Коллекция каминных часов Франции XVIII — нач. XX вв. — 37 ед.
- Коллекция часов Германии XIX — нач. XX вв. — 70 ед.
- Коллекция часов России XIX — нач. XX вв. — 25 ед.
- Коллекция карманных часов Швейцарии XIX — нач. XX вв. — 270 ед.
- Коллекция часов Японии XIX — нач. XX вв. — 15 ед.
- Коллекция карманных часов русских мастеров Бронниковых.
Каждые часы из огромной — полуторатысячной — коллекции по-своему уникальны. Здесь есть настоящие космические часы, которые когда-то находились на борту орбитальной станции «Салют-6», их подарил космонавт Георгий Гречко. Есть деревянные часы мастера Бронникова, в которых лишь одна деталь является металлической, все остальное — пальма, бамбук, самшит. Очень редкие часы — с изображением греческой богини Афины Паллады, часов с подобным отображением в России больше нет. Они были привезены из Читы.
Несмотря на серьезный вес — 80 килограммов, — Курдюков принёс их на себе, завернув в собственное пальто. После они две недели отмокали в ванной — чтобы избавиться от бронзовой краски, обесценивающей изделие. Самые большие часы — напольные, они достигают высоты 2,5 метра. Самые маленькие — изящные часы высотой всего лишь 2,5 сантиметра.
А время в Ангарском музее часов переводят лишь на одних часах — табельных. Это американские часы, по которым можно отследить время прихода и ухода с работы.
Часы XVIII-го века.
ХVIII в. был временем блестящего расцвета европейского часового производства. Часы составляли непременную принадлежность интерьера: их располагали на каминах, специальных консолях, выступах стен. Карманные часы были непременным дополнением к костюму. На протяжении XVII-XVIII вв. часы индивидуального пользования считались предметами роскоши и принадлежали зажиточным и знатным гражданам. Оформление часовых корпусов отражало художественные стили века. До середины XVIII века в европейском искусстве господствовало барокко, которому были свойственны контрастность, стремление к величию и пышности. В экспозиции музея, часы, выполненные в этом стиле, представлены работами чешских мастеров Хольмейера и Вильфарта. С середины XVIII века в оформлении часов заметно влияние рококо, сочетающегося с переработкой китайского искусства. Это направление получило название «шинуазри». В коллекции музея часы данного типа представлены работой английского мастера Мюльха. Во Франции большим успехом пользовались часы, выполненные в технике «буль». Парижский столяр — краснодеревщик Андрэ-Шарль Буль, комбинируя различные материалы — дерево, бронзу, панцирь черепахи, создавал великолепные корпуса часов. Подобные футляры с разными вариантами отделки дублировались часовыми мастерскими Франции, отличаясь друг от друга незначительными изменениями в декоре. В экспозиции музея представлено несколько экспонатов, выполненных в данной технике, наиболее значительным из которых являются часы, изготовленные в конце XVIII века в одной из мастерских Парижа (часовой мастер Варэйн).
Во 2-ой половине XVIII века в Англии особой популярностью стали пользоваться консольные часы. Деревянные корпуса таких часов имели форму прямоугольника с башнеобразным завершением, к которому крепилась ручка. Оформление включало в себя орнаментальные гравировки и металлические накладки. Часы имели массивные механизмы, поверхность которых украшалась гравировкой, календарное устройство, бой, репетир, музыкальный механизм. Наибольшего внимания заслуживают работы Д.Твэйтса и Э.Нортона, входивших в корпорацию лондонских часовщиков. На протяжении всего XVIII века обязательной принадлежностью английского интерьера были напольные часы. Их высота и оформление зависели от моды и помещения, в котором находились часы. Благодаря богатству отделки, разнообразию форм и используемых материалов, часы XVIII века хорошо сочетались с интерьерами дворцов и пышностью одежды этого столетия.
Часы Франции XIX — н. ХХ века.
Начало XIX в. — эпоха классицизма, который черпал вдохновение в античном искусстве. Для изготовления часовых корпусов активно используется бронза в сочетании с мрамором, фарфором, малахитом. В экспозиции представлены часы работы Ленуара Раврио — «Сен-Бернар» в корпусе из золоченой и патинированной бронзы. Композиционный сюжет хорошо известен: Сен-Бернар и сенбернары. Часы являются своеобразным памятником сенбернару Барри, который за время своей службы в монастыре спас не один десяток жизней. Позднее классические формы были дополнены ампирными атрибутами: мраморными колоннами, триумфальными арками, арфами, военными эмблемами. Интереснейший экспонат этого времени представлен в музейной экспозиции — часы «Афина Паллада». Подобные часы относились к разряду салонных, служивших украшением интерьера. С середины XIX века в искусстве начинается период эклектики — использование форм и элементов предыдущих художественных стилей. Часы настольные и каминные французской фирмы «Братья Жапи» оформлены в стиле неорококо, необарокко, неоклассицизм. Для украшения часовых корпусов иногда использовали фарфоровые вставки, расписанные яркими эмалевыми красками.
В экспозиции представлены часы другой французской фирмы «Марти и К°» в строгих корпусах. На поверхность циферблата вынесена анкерная вилка. Фирма «Марти и К°» выпускала и часы с компенсационным маятником. Конец XIX — начало XX века — время бурного развития техники. Это находит отражение и в часовом производстве: часы-паровоз, часы-паровой двигатель. Характерным становится введение в часовой корпус других измерителей — барометра, термометра, компаса. Интересна коллекция каретных часов в простых и изящных корпусах. В начале XX века часовое производство становится массовым, декор — более простым. Спросом пользуются настенные часы в деревянных корпусах с маятниковым ходом и боем. Коллекция французских часов XVIII — начала XX веков в собрании Ангарского музея представляет большую художественную и историческую ценность.
Часы Германии XIX — н. ХХ века
Коллекция немецких часов ХIХ — н. ХХ в. достаточно разнообразная и интересная, насчитывает более 70 экспонатов. Германия относится к странам с развитым часовым производством. К XVIII в. относится зарождение часового производства в Шварцвальде, одной из областей Южной Германии (в переводе — «черный лес»). Символом Шварцвальда стали настенные ходики с ярко раскрашенной циферблатной плитой (их любовно называли «шварцвальдки»). Такие часы были надежными и дешевыми, пользовались популярностью. В большом количестве они ввозились в Россию. Именно в Шварцвальде, в XVIII в., появились и первые часы с кукушкой, которые тоже стали своеобразным символом Германии. Германия славилась и прекрасным фарфором. Из мейсенского фарфора выполнены корпуса некоторых представленных на выставке часов («Пастораль», «Союз муз»). Во второй половине XIX в. в Германии часовое производство приобретает крупные масштабы, появляется много фирм, завоевавших мировые рынки: «Юнгганс», «Гамбургско-американская фабрика часов», «Густав Беккер», «Ленцкирх», «Кинцли» и другие. Форма и декор корпусов являются прекрасным образцом человеческой фантазии «Время — деньги», — намекают часы-копилки, а часы «Фонтан» напоминают, как быстро течет время. На лирический лад настраивают музыкальные часы фирмы «Юнгганс», а одни из них возвращают нас в дореволюционное время, проигрывая известный российский гимн «Боже, царя храни». Тихо переворачивают странички лепестковые часы, отсчитывая минуты нашей жизни…В конце ХIХ в. в Германии стали делать часы с годовым заводом (иначе их называли часы с торсионным маятником). Применение такого маятника в настольных часах позволяло увеличить продолжительность их хода до 400 суток. Фирма «А. Ланге» славилась производством карманных часов абсолютной точности и выпуском морских хронометров. Часовая промышленность Германии к. XIX — н. ХХ в. развивалась быстрыми темпами. Следует признать, что в это время Германия относилась к тем развитым странам, которые определяли производство часов в мире.
Часы Японии
Для часового дела Японии характерно философское отношение ко времени. На рубеже XVII-XVIII веков в Японии появились первые механические часы, их завезли голландцы. Вскоре японцы начали изготавливать часы самостоятельно. В XIX веке Япония начала торговать с Европой, приспосабливая форму и стиль часов ко вкусам зарубежных покупателей. Часы этого периода носят псевдояпонский характер, в них привнесены элементы дальневосточной экзотики: драконы, бамбук, фигурки в национальной одежде. Однако японские мастера продолжали развивать многовековые национальные традиции. Высоким оставалось качество художественной обработки металлов. Предпочтение отдавалось меди и бронзе. Металл использовался для украшения корпусов в виде рельефов, витых и гладких колонок, насадок в виде фигур и вазочек. В качестве декора широко применялась перегородчатая эмаль. Для изготовления часовых корпусов использовали мрамор, стекло, различные металлы. Для корпусов настенных часов в основном использовали дерево. По традиции все настенные часы снабжались механизмом боя. В конце XIX века начинается промышленный выпуск часов, появляются первые фирмы. После окончания 2-ой мировой войны в Японии появляется множество предприятий, изготавливающих часы. В настоящее время в тройку крупнейших входят фирмы «Сейко», «Ситизен», «Ориент».
Часы России к. XIX — н. XX века
Производство часов в России в конце ХIХ — начале ХХ в. было мало развито, так как на русский рынок активно поставлялись часы иностранных фирм. Специально для России работали швейцарские фирмы «Борель», «Тиссо», «Мозер». Большую роль играла и фирма «Павел Буре», которая имела свои филиалы в Москве и Петербурге. Часы этой фирмы в большом количестве приобретала администрация железных дорог, царское правительство для награждения военных. Подобные футляры с разными вариантами отделки дублировались часовыми мастерскими Франции, отличаясь друг от друга незначительными изменениями в декоре. В экспозиции музея представлено несколько экспонатов, выполненных в данной технике, наиболее значительным из которых являются часы, изготовленные в конце XVIII века в одной из мастерских Парижа (часовой мастер Варэйн). Во 2-ой половине XVIII века в Англии особой популярностью стали пользоваться консольные часы. Деревянные корпуса таких часов имели форму прямоугольника с башнеобразным завершением, к которому крепилась ручка. Оформление включало в себя орнаментальные гравировки и металлические накладки. Часы имели массивные механизмы, поверхность которых украшалась гравировкой, календарное устройство, бой, репетир, музыкальный механизм. Наибольшего внимания заслуживают работы Д.Твэйтса и Э.Нортона, входивших в корпорацию лондонских часовщиков. На протяжении всего XVIII века обязательной принадлежностью английского интерьера были напольные часы. Их высота и оформление зависели от моды и помещения, в котором находились часы. Благодаря богатству отделки, разнообразию форм и используемых материалов, часы XVIII века хорошо сочетались с интерьерами дворцов и пышностью одежды этого столетия. В середине ХIХ в. в Звенигородском уезде Московской губернии, в деревне Шарапово, было налажено производство недорогих ходиков и настенных часов. Особенно ценным и необычным экспонатом в экспозиции русского зала являются карманные часы работы вятских умельцев Бронниковых. В свое время их называли «русской диковинкой». Впервые такие часы были изготовлены Семеном Ивановичем Бронниковым в 1837 году. Корпус, детали механизма, циферблат изготовлены из разных пород дерева. Оси, трибы, винт крепления моста баланса — из слоновой кости. Пружина и волосок баланса — из стали. Три поколения Бронниковых изготавливали деревянные часы, которые экспонировались на Всероссийских и Международных выставках. В Петербурге имелось несколько фабрик, изготовлявших сложные бронзовые часы, — фабрики Ф.Шопена, Л. Геде, К. Тегельштейна и др. Украшением русского зала являются интерьерные часы в бронзовом корпусе, изготовленные в конце XIX в. на бронзовой фабрике Ф. Шопена по модели известного русского скульптора Е. Лансере. Сюжетная композиция посвящена событиям русско-турецкой войны (1870-е годы). К коллекции «Часы России» относятся двое карманных часов с изображением русских императоров Александра II и Николая II, а так же небольшие настенные часы, которые были подарены П.В. Курдюкову в 1974 году потомком рода Лермонтовых — Михаилом Николаевичем Лермонтовым. Музейная коллекция русских часов к. XIX — н. XX в. насчитывает 25 экспонатов.
Часы XVIII-го века.
ХVIII в. был временем блестящего расцвета европейского часового производства. Часы составляли непременную принадлежность интерьера: их располагали на каминах, специальных консолях, выступах стен. Карманные часы были непременным дополнением к костюму. На протяжении XVII-XVIII вв. часы индивидуального пользования считались предметами роскоши и принадлежали зажиточным и знатным гражданам. Оформление часовых корпусов отражало художественные стили века.
До середины XVIII века в европейском искусстве господствовало барокко, которому были свойственны контрастность, стремление к величию и пышности. В экспозиции музея, часы, выполненные в этом стиле, представлены работами чешских мастеров Хольмейера и Вильфарта. С середины XVIII века в оформлении часов заметно влияние рококо, сочетающегося с переработкой китайского искусства. Это направление получило название «шинуазри». В коллекции музея часы данного типа представлены работой английского мастера Мюльха. Во Франции большим успехом пользовались часы, выполненные в технике «буль». Парижский столяр — краснодеревщик Андрэ-Шарль Буль, комбинируя различные материалы — дерево, бронзу, панцирь черепахи, создавал великолепные корпуса часов.
В коллекции Музея также представлены часы специального назначения: автомобильные, шахматные, голубиные, танковые, морские хронометры… Гордость Музея — космические часы (устанавливались на орбитальной станции «Салют-6»), которые подарил Музею советский космонавт Г.М. Гречко, посетивший Музей часов в 1978 г.
Завершает экспозицию раздел, посвященный современным часам. В настоящее время в Музее формируется коллекция юбилейных часов, посвященных различным знаменательным датам.
Источник: Официальный сайт музея часов (Ангарск)