Часы с противоударным устройством известны уже давно. Несомненно оно оказывает очень большую пользу и еще долгое время сохранит свое значение. Еще Бреге (1747-1823) применял противоударное устройство в форме «парашюта», но впоследствии очень мало обращалось внимания на это защитное устройство. В течение последних 20 лет вновь вернулись к этой идее и теперь большой процент часов, изготовленных в Швейцарии, снабжен противоударными устройствами различной формы.
Амортизатор « Iпсаbос », отличающийся конфигурацией пружины для удержания верхнего накладного камня.
Детали амортизатора « Iпсаblос »: 1 — гнездо; г — накладной камень; 3 — удерживающая пружина; 4 — сквозной камень; 5 — ось; 6 — цапфа.
Наиболее чувствительными деталями часов являются цапфы оси баланса, подверженные повреждениям при падении часов. Поломки оси баланса встречаются и при наличии противоударного устройства, но в большинстве случаев ось сохраняется целой в результате эластичности опор баланса. Желательно защитить цапфы не только от поломки, но также и от изгиба. В часах, не снабженных противоударным устройством, цапфы получают повреждения уже в результате небольшого удара или толчка, что фактически не останавливает часов и не нарушает их работы, но влияет на точность хода. В настоящее время существует несколько различных систем противоударных устройств, но принцип их работы в основном почти одинаковый. Он заключается в том, что опоры баланса поддерживаются в определенном положении пружиной, и если часы подвергаются боковому толчку, опоры смещаются, предохраняя цапфы, а затем возвращаются в исходное положение. Ось баланса сконструирована таким образом, что при сотрясении, превышающем определенный предел, заплечики цапф соприкасаются с неподвижной частью противоударного устройства, снимая этим давление на цапфы и передавая его более сильной части оси. Мастеру по ремонту часов следует всегда
Узел баланса с амортизатором « Iпсаblос »; обозначения соответствуют фиг. 407. Пружинка 7 закрепляет блок амортизатора на мосту баланса 9 — нижняя опора амортизатора « Iпсаblос ».
Амортизатор « Раreсhос », отличающийся съемной пружиной.
Амортизатор « Раreсhос » с пружиной, допускающей смещение в одну сторону.
Амортизатор « Раreсhос », нижняя опора
Верхняя опора амортизатора «Раreсhос»
проверять все детали противоударного устройства. При сборке деталей следует слегка коснуться сквозного камня снизу пинцетом и нажать на него вдоль и вбок.
Амортизатор « Раreсhос »: 1 — ось баланса; 2 — гнездо; 3 — камень в оправе, 4 — накладной камень; 5 — пружина амортизатора
Действие осевого удара на заплечик оси, упирающийся в опору; 2 — гнездо амортизатора « Раreсhос »
быстро возвратиться в первоначальное положение. Если этого не будет, следует снова разобрать и осмотреть противоударное устройство, выяснив, нет ли там заусенцев, грязи, шероховатости. Следует применять только то масло и таким образом, как это указывалось в главе под названием «чистка и смазка». Кроме основных преимуществ противоударного устройства, большим удобством является
Действие бокового удара на смещение оси 1 к боковой поверхности отверстия 2 в гнезде амортизатора. Оправа камня смещается, соприкасаясь с гнездом в точках 3, 4; конструкция амортизатора обеспечивает самоцентрирование опоры.
также и то, что оно не содержит винтов. Рассмотрим три наиболее распространенные системы противоударных устройств, применяемых в Швейцарии: «Incablok», «РагесЬос» и «Shockresist». Противоударное устройство Incablok применяется фирмой Universal Escapement (Швейцария); его можно видеть на фиг. 406; на фиг. 407 изображены детали этой системы противоударного устройства, а на фиг. 408 показан весь узел баланса. На фиг. 409 и 410 изображен амортизатор фирмы Parechoc, причем его детали видны на фиг. 411 и 412, а на фиг 413 — собранный узел амортизатора. На фиг. 414 показан заплечик оси баланса, опирающийся на жесткую оправку амортизатора при осевом ударе, а на фиг. 415 показан случай бокового удара. Противоударное устройство Shokresisl (фиг: 416) применяет швейцарская фирма Эрихманн.
Пружинная система амортизатора: а — пружинная оправа для сквозного камня; б — пружинная шайба для накладного камня.
Вид в плане: а — гнездо амортизатора; б — шайба для крепления пружинной оправы А.
В противоударном устройстве Shockresist сквозной камень вправлен в пружинную оправу 1 и удерживается в исходном положении шайбой 2. Накладной камень удерживается пружинной шайбой 3. Эти детали собраны в гнезде 4. Когда ось испытывает осевой или боковой удар, камни смещаются и заплечики оси соприкасаются с жестким гнездом 4, защищая цапфы от удара. Эта система (фиг. 417 и 418) основана на эластичности пружинной оправы сквозного камня и пружинной опоры накладного камня. При ударе заплечик на оси баланса соприкасается с жесткой оправой амортизатора, как и в двух вышеупомянутых системах.
не могу открыть картинку на страничке противоударное устройство