Передаточное число
Работу основной колесной системы можно представить, рассмотрев основные принципы передачи вращения.
Возьмем два диска, оси которых расположены параллельно (рис. 95). Диски соприкасаются своими цилиндрическими поверхностями. Диаметр большого диска в два раза больше диаметра малого диска Если большой диск будет делать пх оборотов в минуту, то малый диск будет делать л2 оборотов, в два раза больше, чем первый диск. Происходит это потому, что длина окружности большого диска ; разная; , в два раза больше длины окружности малого диска равной Следовательно, за один оборот большого диска малый диск сделает два оборота. Эту закономерность можно выразить следующим соотношением: i Отношение частоты вращения дисков обратно пропорционально отношению диаметров. Эту величину обозначают через и и называют передаточным числом.
Вращение большого диска передается на малый диск за счет трения, возникающего между их соприкасающимися поверхностями. Такая передача называется фрикционной. Ее недостатком является непостоянство передаточного числа из-за возможного проскальзывания между дисками.
Постоянное передаточное число можно получить с помощью зубчатых колес. Рассмотрим схему зубчатого зацепления (рис. 96). В зубчатой передаче зубья соприкасаются таким образом, что один зуб или несколько зубьев одного колеса входят во впадины между зубьями другого колеса. Колесо, которое передает вращение, называется ведущим. Вращение ведущего колеса передается другому, находящемуся с ним в зацеплении, называемому ведомым.
В формуле для определения передаточного числа диаметры или частоту вращения колес можно заменить числом зубьев: где — число зубьев большого колеса; — число зубьев малого колеса (триба).
Рис. 95. Схема фрикционной передачи вращения между дисками
Рис. 96, Элементы зубчатого зацепления:
1 — окружность выступов, 2 — начальная или делительная окружность, 3 — окружность впадин
В машиностроении передаточное число определяется как отношение числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущего колеса. Так как ведомым колесом в часах является триб с небольшим числом зубьев, а ведущим колесом, имеющее большее число зубьев, то передаточное число будет очень маленьким (меньше единицы), что неудобно. Поэтому в часовой промышленности под передаточным числом понимают отношение числа зубьев ведущего колеса к числу зубьев триба или отношение частоты вращения триба к частоте вращения колеса, т. е. формулу можно записать так: где и — передаточное число; — число зубьев колеса; — число зубьев триба; — частота вращения колеса; _ — частота вращения триба.