Окружности, на базе которых происходит построение профиля зубьев пары колес, называются начальными или делительными. Их диаметр обозначается D и <±
Окружности, ограничивающие высоту зуба h, называются окружностями вершин зубьев или наружными окружностями. Их диаметр обозначается
Окружности, ограничивающие глубину впадины зубьев, называются окружностями впадин или внутренними окружностями. Их диаметр обозначается
Прямая, проведенная между центрами двух
находящихся в зацеплении колес, называется м е ж о с е-в о й линией, а расстояние между центрами — межосевым расстоянием и обозначается буквой аа.
Часть зуба, расположенная между окружностью выступов и начальной окружностью, называется головкой зуба
Часть зуба, расположенная между начальной окружностью и окружностью впадин, называется ножкой зуба
Толщиной зуба s( называется длина дуги по начальной окружности между боковыми сторонами одного и того же зуба. Иногда толщину зуба считают не по дуге, а по стягивающей ее хорде.
Шириной впадины et называется расстояние, измеренное по начальной окружности между сторонами двух соседних зубьев. У колеса ширина впадины равна толщине зуба, у триба — ширина впадины больше, чем толщина зуба.
Шагом зацепления р называется длина дуги, измеренная по начальной окружности между одноименными сторонами двух смежных зубьев. Шаг включает в себя толщину зуба и ширину впадины.
Разность ширины впадины колеса и толщины зуба триба, находящихся в зацеплении, измеренная по начальной окружности, называется боковым зазором (1f).
Зазор между головкой зуба колеса и дном впадины триба, находящихся в зацеплении, считая по линии центра, называется радиальным зазором с.
Глубина, на которую зубья триба входят во впадину колеса или зубья колеса во впадину триба по линии центров, называется глубиной зацепления.
Нормальным будет зацепление, при котором ведущее колесо соприкасается с ведомым по начальной окружности, т. е. начальные окружности касаются (рис. 97, а).
Если при работе зубчатых колес их начальные окружности пересекаются (рис. 97, б), зацепление называется
глубоким. Если при работе зубчатой пары начальные окружности не касаются друг друга (рис. 97, в), зацепление называется мелким.
Число шагов колеса или триба равно числу зубьев. Так как шаг откладывается по начальной окружности, то длина шага равна длине начальной окружности колеса или триба, деленной на число зубьев триба или колеса где р — шаг зацепления, мм; D — диаметр начальной окружности, мм; г — число зубьев.
Рис. 97. Зацепление зубчатых передач:
а — нормальное, б — глубокое, в — мелкое
При расчете зубчатых передач пользуются понятием модуль зацепления. Модулем зацепления называется число, полученное от деления шага зацепления р на величину . Обозначается модуль буквой т и определяется по формуле или
Модуль зацепления выражается в миллиметрах. В механизмах карманных и наручных часов обычно применяются модули зацепления зубчатых колес от 0,008 до 0,05 мм. Диаметр начальных окружностей колеса и триба определяется по формулам: и где -диаметр начальной окружности колеса, мм; — диаметр начальной окружности триба, мм; т — модуль зацепления, мм.
Межосевое расстояние Если в эту формулу подставить значение , то =