Ремонт механизмов ETA и Orient

Ремонт механизмов ETA и Orient

В гонке к пьедесталу успеха часовые фирмы умело ведут между собой упорную конкурентную борьбу, каждый год предлагая потребителю новые варианты дизайна часов, новые, все более совершенные механизмы. Однако совершенства не бывает, и у каждой медали — две стороны. Ради удешевления и упрощения производства в часовых механизмах все шире стали применять пластмассовые детали, легкие сплавы и т.п. Обратная сторона этого — снижение надежности часов.

С этого номера мы решили рассказывать о возможных причинах поломок и характерных неисправностей распространенных часовых механизмов. Конечно, подобные статьи предназначены, в первую очередь, молодым, начинающим часовщикам, но в практике нередки случаи, когда даже серьезные мастера, не зная некоторых нюансов механизмов, допускают нелепые ошибки.

 

Механизм ЕТА (калибр 2836) Женский механизм ЕТА (калибр 2671)

ETA 2836

Механизм ЕТА (калибр 2836) создавался в расчете на долговечность и надежность, и, в общем, претензий к нему немного. Надо помнить, что при разборке механизма особого внимания заслуживает аккуратность спуска заводной пружины, так как тонкие и хорошо закаленные оси колес не выдерживают динамических нагрузок. Нарушение точности хода при бегунковом балансе, как правило, связано с загустением масла на палетах. Вывод: надо тщательнее мыть анкерную вилку, анкерное колесо и бушоны баланса, тогда точность хода удастся легко восстановить. Вытаскивать заводной вал при разборке часов необходимо в положении «завода», нежно нажимая на штифт вытяжки специальным приспособлением, по форме напоминающим отвертку, а ни в коем случае не пинцетом, так как это может привести к поломке закаленного кончика вытяжки. Если загустела или высохла смазка фрикциона минутного колеса, то при переводе стрелок нередко ломаются зубья вексельного колеса. Это, пожалуй, все недостатки данной модели. Женский механизм ЕТА (калибр 2671) почти полностью повторяет мужской, и все вышеизложенное относится к нему в равной степени. При этом при сборке важно масло давать точно по инструкции. Необходимо также помнить, что механизмы ЕТА выпускаются в различных исполнениях; существуют механизмы как со стандартной частотой колебаний баланса, так и с учащенным ходом. Это определяет некоторые конструктивные особенности. Так, балансы имеют спирали с различными характеристиками, вилки — различные углы наклона палет, а анкерные колеса отличаются количеством зубьев. Поэтому при заказе деталей необходимо обращать внимание на конкретные типы механизмов.

 

Orient с механизмом 46943 Женский Orient с механизмом 55841 и 55941

ORIENT 46943

Одни из самых «народных», распространенных в нашей стране импортных часов — механические часы Orient с механизмом 46943 и его модификациями. Они достаточно просты, надежны и неприхотливы. Их основные неисправности — это резкое изменение точности хода и поломки календарной системы. Если часы вдруг стали резко спешить (порой до нескольких часов в сутки) или, наоборот, неимоверно отставать, то причина, как правило, кроется в слипании волоска баланса (это характерно даже для новых часов). Нужно промыть узел баланса, и часы станут ходить по-прежнему спокойно и уверенно. С календарной системой сложнее: часы особенно чувствительны к принудительному переключению числа и дней недели приблизительно с 22 до 4 часов утра, так как система календаря Orient — не мгновенного действия и состоит из пластмассовых колес. Слабым местом являются рычаги переключения дней недели, они имеют большой свободный ход, неточную подгонку и неоправданно сложную и, значит, ненадежную конфигурацию. Поэтому рычаги часто соскакивают, заклинивая календарный механизм, что порой приводит к поломке пластмассовых колес.
Основная проблема автоподзавода — это износ оси эксцентрика подшипника. Данный конструктивный недостаток часто усугубляется невысокой культурой обращения с часами их владельцев. Почему-то люди понимают необходимость ежегодного технического осмотра своего автомобиля, но с часами приходят в мастерскую, только когда они уже безнадежно «встали». И последнее об Orient — часы боятся боковых ударов. Порой впрессованные в платину стойки, на которых крепится мост, не выдерживают и вылетают из посадочных мест, хотя, как показывает практика, оси колес при этом не ломаются.
ORIENT 55941 Женский Orient представлен несколькими модификациями калибров 55841 и 55941. Им присущи почти все те же недостатки, кроме, пожалуй, проблем автоподзавода, так как сектор имеет меньшую массу, и ось подшипника изнашивается гораздо меньше. Однако механизм -более капризный (как и все женское!), чаще ломаются оси у анкерного и промежуточного колес. В более раннем механизме 55841 часто ломается рычаг перевода чисел, хвостовик которого, попадая в механизм, приводит к его остановке. Может быть перекален кончик вытяжного рычага, который ломается при резком и сильном выдергивании заводной головки из корпуса. Кроме того, часто срываются винты крепления механизма к корпусу, что, в свою очередь, может стать причиной других поломок.

Часовой бизнес №1/2001

4 комментария на «Ремонт механизмов ETA и Orient»

  1. Sergei говорит:

    Прочел вашу статью.Имею этот самый Ориент.Подарок жены.Не подумал когда работал молотком и зубилом,после этой тряски.Провернулся весь циферблат вместе с календарем по отношению к корпусу.Но часы идут стрелки двигаются.Скажите ,это «смертельно»?Возможно это исправить?
    Или в «морг».Заранее благодарен за ответ.

Добавить комментарий для Sergei Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Добавить изображение